Финансирование трудовых пенсий. Условия назначения трудовых пенсий в рамках реформирования пенсионной системы в россии Основы пенсионной системы России

Формирование пенсионных средств осуществляется за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР). Для выяснения вопроса о порядке и источниках финансирования трудовых пенсий п. 1 ст. 6 Закона N 173-ФЗ отсылает нас к Закону N 167-ФЗ.
В соответствии со ст. 18 Закона N 167-ФЗ средства бюджета ПФР имеют целевое назначение, одной из целей расходования средств бюджета этого фонда является выплата трудовой пенсии. Бюджет ПФР, в свою очередь, формируется в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона N 167-ФЗ из:
1) страховых взносов, в основном к ним относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - часть этих взносов направляется в федеральный бюджет, часть - в бюджет ПФР;
2) средств федерального бюджета, к которым в первую очередь относится часть единого социального налога, перечисляемого из федерального бюджета в бюджет ПФР;
3) сумм пеней и иных финансовых санкций;
4) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
5) добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
6) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Структура трудовых пенсий, установленная Законом N 173-ФЗ, предполагает три составные
части трудовых пенсий:
1) страховую;
2) базовую;
3) накопительную.
Части трудовых пенсий в соответствии с Законом N 167-ФЗ формируются за счет разных источников финансирования. Финансирование базовой части трудовых пенсий осуществляется за счет средств единого социального налога. А финансирование страховой и накопительной частей - за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют единый объект налогообложения и налоговую базу. Их уплачивают организации, предприятия и частные предприниматели с заработной платы своих работников, а также с иных вознаграждений, положенных работникам за трудовую деятельность, в том числе за трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера. Различаются эти два вида обязательных выплат тем, что единый социальный налог уплачивается за счет средств работодателя, исходя из размеров выплаченной заработной платы, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взимаются работодателем с доходов работников. Общий размер отчислений в ПФР, взимаемых с доходов работников на обязательное пенсионное страхование, установлен на уровне 14%.
Статья 238 НК РФ устанавливает перечень средств, которые не подлежат налогообложению и с которых не взыскиваются не только единый социальный налог, но и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование:
1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с:
а) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
д) увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
е) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
ж) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
з) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов);
3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:
а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;
б) членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;
4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством РФ;
5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;
6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;
7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;
8) взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", в сумме уплаченных взносов, но не более 12000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;
9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;
10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума РФ,
референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;
11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;
12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;
13) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период;
14) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
15) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Пункт 3 ст. 6 Закона N 173-ФЗ регламентирует, что накопительная часть трудовой пенсии устанавливается только при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Основная функция накопительной части трудовых пенсий - защитить от инфляции и увеличивать размер трудовых пенсий. Для этого устанавливается следующий порядок финансирования накопительной части трудовых пенсий. А именно отчисления на накопительную часть трудовых пенсий поступают в ПФР и до поступления на индивидуальные лицевые счета граждан не являются персонифицированными. В период с момента поступления этих средств в ПФР и до момента их перечисления на индивидуальные лицевые счета граждан государство имеет право инвестировать данные накопительные отчисления в доходные активы. Таким способом обеспечиваются защита данных средств от инфляции и увеличение их размеров.
После поступления страховых взносов из ПФР на индивидуальные лицевые счета граждан эти взносы уже не являются собственностью государства и государство теряет право на распоряжение ими. С этого момента страховые взносы, перечисленные на финансирование накопительной части трудовых пенсий, являются собственностью гражданина.

Пенсия: расчет и порядок оформления Минаева Любовь Николаевна

1.2. Финансирование трудовых пенсий

По источнику финансирования пенсионная система РФ подразделяется на: пенсионное обеспечение и пенсионное страхование.

Пенсионное обеспечение финансируется за счет общегосударственных ресурсов и федерального бюджета и распространяется на тех граждан, которые в силу различных причин получения нетрудоспособности не могут использовать метод пенсионного страхования (это государственные пенсии). Государственная пенсия предоставляется гражданам в целях:

Компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы по достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

Компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф;

Предоставления нетрудоспособным гражданам средств к существованию в случае наступления инвалидности или потери кормильца.

Финансирование государственных пенсий в отличие от трудовых пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Пенсионное страхование финансируется за счет страховых взносов юридических и физических лиц (страховой метод финансирования) – это трудовые пенсии. Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счет суммы страховых взносов страхователей (работодателей), уплачиваемых на обязательное пенсионное страхование работников в бюджет ПФ.

Для обеспечения финансирования выплаты страховой и накопительной частей за счет средств бюджета ПФ введена система обязательного пенсионного страхования, которая распространяется на граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории России:

Работающих по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторскому или лицензионному договору;

Самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты);

Работающих за пределами территории РФ, в случае добровольной уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международными договорами;

Порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости) определяется Законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Право граждан на трудовую пенсию связано с уплатой организацией-работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые зачисляются непосредственно в бюджет ПФ. Средства используются для выплаты фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, а также на финансирование некоторых иных расходов: доставки пенсий, на возмещение уплаты страховых взносов за период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и за период военной службы по призыву в объеме, предусмотренном в федеральном законе.

Право на трудовую пенсию и ее размер напрямую зависят теперь от количества лет, в которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему, и представления индивидуальных сведений в систему персонифицированного учета.

Граждане, которые достигли пенсионного возраста, но не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости, могут получить средства пенсионных накоплений, учтенные на их пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, в виде единовременной выплаты. При этом законом определены критерии лиц, имеющих право на указанную выплату, и порядок обращения в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, за получением единовременной выплаты.

Выплата будет производиться в течение одного месяца со дня принятия решения наличными денежными средствами через кассу фонда путем перевода средств через отделение почтовой связи либо путем перечисления их на счет лица в банке.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

109. Учет пенсий Выплата персональных пенсий производится на основании разрешений Министерства социального обеспечения РФ. Эти разрешения направляются в отделения Сбербанка. Получив разрешение на выплату пенсии, работник отделения банка составляет на каждого

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

Глава 2. Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений <...> Статья 20. Стороны трудовых отношений (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ) Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.Работник –

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

112. Учет пенсий Выплата персональных пенсий производится на основании разрешений Министерства социального обеспечения. Эти разрешения направляются в отделения Сбербанка. Получив разрешение на выплату пенсии, работник отделения банка составляет на каждого пенсионера

автора Минаева Любовь Николаевна

2.1. Виды трудовых пенсий и их структура Трудовые пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях», который содержит следующие виды пенсий: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

Глава 4 Размеры трудовых пенсий по старости 4.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по старости4.2. Принципы формирования трудовой пенсии по старости4.2.1. Страховая часть (СЧ)4.2.2. Накопительная часть (НЧ)4.3. Методика расчета трудовой пенсии лицам старше 1967 г. р.4.4.

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

Глава 5 Размеры трудовых пенсий по инвалидности 5.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по инвалидности5.2. Принципы формирования трудовой пенсии по инвалидности5.2.1. Страховая часть (СЧ)5.2.2. Накопительная часть (НЧ)5.3. Социальные

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

Глава 6 Размеры трудовых пенсий по случаю потери кормильца 6.1. Право и условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца6.2. Принципы формирования трудовой пенсии по случаю потери кормильца6.2.1. Страховая часть (СЧ)6.3.

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

Глава 8 Назначение, перерасчет и индексация пенсий 8.1. Сроки назначения трудовой пенсии8.2. Перерасчет и индексация пенсий8.3.

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

8.2. Перерасчет и индексация пенсий У каждого пенсионера перерасчет его пенсии носит индивидуальный характер и может измениться несколько раз в год. Обращаться за перерасчетом страховой части трудовой пенсии можно в любое время после возникновения права на него, без

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

Глава 10 Наследование невыплаченных сумм пенсий 10.1. Право граждан на получение невыплаченных сумм пенсий10.2. Перечень документов, необходимых для получения средств пенсионных накоплений10.3. Наследники по закону и наследники по завещанию10.4.

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

11.4. Порядок назначения государственных пенсий В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» различаются следующие виды пенсий: пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

11.5. Виды государственных пенсий

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

12.5. Перерасчет и индексация пенсий Назначение пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина и осуществляются в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком, за исключением

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

13.2. Перерасчет и индексация военных пенсий Пенсии, назначенные военнослужащим и членам их семей, а также надбавки к пенсиям, повышение и увеличение пенсий подлежат пересмотру по следующим основаниям: при повышении стоимости жизни и оплаты труда – в соответствии с

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

16.2. Размеры социальных пенсий Для граждан предусмотрены социальные пенсии соответствующего вида, размеры которых зависят от категории нетрудоспособных граждан: Всем категориям нетрудоспособных граждан, проживающих в районах (местностях), в которых установлены

Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

16.4. Перерасчет и индексация социальных пенсий Перерасчет ранее назначенной социальной пенсии осуществляется в связи с изменением: группы инвалидности; количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера; категории нетрудоспособного

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регламентируется целым рядом законодательных актов. К числу законодательных актов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения, относятся:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ);

3) Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ);

4) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

5) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

6) Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

7) Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

8) Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

9) Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

10) Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

12) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.

Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии.

Действие Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, к ним относятся: физические лица – граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам. Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан, а основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионом обеспечении в РФ» пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

1) федеральные государственные служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) нетрудоспособные граждане.

Закон устанавливает четыре вида пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) социальная пенсия.

Статья 1 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств:

1) лица, которые проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

2) лица, которые проходили военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

3) лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;

4) лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

5) лица, проходившие службу в государственной противопожарной службе;

6) лица, проходившие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

7) лица, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы;

Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.

Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и выезжающих за пределы Российской Федерации.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии. Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

1) наступление инвалидности;

2) определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности. К страховым случаям в соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» относятся:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

4) материнство;

5) инвалидность;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

Налоговый кодекс РФ в ст. 213.1 устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. В гл. 24 НК РФ содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.

Трудовой кодекс РФ устанавливает порядок исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию.

1.2. Финансирование трудовых пенсий

Формирование пенсионных средств осуществляется за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Для выяснения вопроса о порядке и источниках финансирования трудовых пенсий п. 1 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» отсылает нас к Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение, одной из целей расходования средств бюджета ПФР является выплата трудовой пенсии. Бюджет Пенсионного фонда РФ в свою очередь формируется в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» за счет:

1) страховых взносов, в основном к ним относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – часть этих взносов направляется в федеральный бюджет, часть – в бюджет ПФР;

2) средств федерального бюджета, к которым в первую очередь относится часть единого социального налога, перечисляемого из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ;

3) сумм пеней и иных финансовых санкций;

4) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

5) добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

6) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Структура трудовых пенсий, установленная Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», предполагает три составные части трудовых пенсий: страховую, базовую и накопительную. Части трудовых пенсий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании» формируются за счет разных источников финансирования. Финансирование базовой части трудовых пенсий осуществляется за счет средств единого социального налога, финансирование страховой и накопительной части трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют единый объект налогообложения и налоговую базу. Как единый социальный налог, так и страховые взносы уплачивают организации, предприятия и частные предприниматели с заработной платы своих работников, а также с иных положенных работникам вознаграждений за трудовую деятельность, в том числе за трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера. Различаются эти два вида обязательных выплат тем, что единый социальный налог уплачивается за счет средств работодателя, исходя из размеров выплаченной заработной платы, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взимаются работодателем с доходов работников. Общий размер отчислений в Пенсионный фонд, взимаемых с доходов работников на обязательное пенсионное страхование, установлен на уровне 14 %.

Статья 238 НК РФ устанавливает перечень средств, которые не подлежат налогообложению и с которых не взыскиваются не только единый социальный налог, но и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Не подлежат налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с:

а) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

д) увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

е) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

ж) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

з) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

б) членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками – финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах размеров, установленных законодательством РФ;

5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации – в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

8) взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума РФ, референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

13) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период;

14) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

15) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Пункт 3 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» регламентирует, что накопительная часть трудовой пенсии устанавливается только при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Основная функция накопительной части трудовых пенсий – защитить от инфляции и увеличивать размер трудовых пенсий. С этими целями устанавливается следующий порядок финансирования накопительной части трудовых пенсий: отчисления на накопительную часть трудовых пенсий поступают в Пенсионный фонд РФ и до поступления на индивидуальные лицевые счета граждан не являются персонифицированными. В период с момента поступления этих средств в Пенсионный Фонд и до момента их перечисления на индивидуальные лицевые счета граждан государство имеет право инвестировать данные накопительные отчисления в доходные активы. Таким способом обеспечиваются защита данных средств от инфляции и увеличение их размеров. После поступления страховых взносов из Пенсионного фонда РФ на индивидуальные лицевые счета граждан эти взносы уже не являются собственностью государства, и государство теряет право на распоряжение ими. С этого момента страховые взносы, перечисленные на финансирование накопительной части трудовых пенсий, являются собственностью гражданина.

Пенсионное страхование - страхование с целью формирования источников финансирования пенсий Роик В. Экономика, финансы и право социального страхования. Институты и страховые механизмы. -- М.: Альпина Паблишер, 2012. -- 258 с..

Пенсионный фонд России был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения Постановление ВС РСФСР от 22.12.1990 №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - №30. - ст.415.. Пенсионный фонд является самостоятельным финансовым институтом, что характеризуется в содержании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Парламентская газета. - 20.12.2001. - №238-239..

Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система уникальна и включает страхование по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, при временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование.

Пенсионное обеспечение преобладает преимуществом главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многогранный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России, выполняющих функцию сбора и аккумуляции страховых платежей, их перераспределение между территориями.

Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:

1) обязательных взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов, а так иных категорий работающих граждан;

2) ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

3) средств, возмещаемых Пенсионному фонду Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

4) средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

5) добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств Пенсионного фонда и других поступлений Постановление ВС РФ от 27.12.1991 №2122-1 « Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 30.01.1992. - №5. - ст.180..

Совсем незначительную часть в бюджете Пенсионного фонда составляют такие поступления, как суммы пени и штрафов, финансовые санкции, банковские начисления по остаткам средств на счетах региональных отделений ПФР.

Согласно статьи 147 Бюджетного Кодекса РФ - расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ // Российская газета. - 12.08.1998. - №153-154..

Средства Пенсионного фонда России направляются на:

1) выплату пенсий за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальной пенсии Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственном пенсионном обеспечении» // Парламентская газета. - 20.12.2001. - №238-239. ;

2) оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

3) выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте полутора лет Гусова К.Н Право социального обеспечения: учебник / под ред. КН Гусова. -. М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. -- 30с. ;

4) финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда России и его органов Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.П.Галаганов, С.В.Харитонова. - 2-е изд., перераб. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 54с..

Таким образом, подводя итоги раскрытия источников финансирования можно сказать, что финансовую устойчивость Пенсионного фонда России можно определить как такое состояние его финансовых ресурсов, которое позволяет ему на основе организационной самостоятельности обеспечить развитие государственной пенсионной системы при сохранении своей платежеспособности в условиях допустимого уровня долгосрочного социального риска утраты доходов для работающих - вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи - в результате смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся - из-за длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению согласно Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", производит­ся за счет средств федерального бюджета, страховых взносов, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования средств), добровольных взносов физических лиц и организаций и др., зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ. Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе на организацию их доставки, включаются в состав доход­ной и расходной частей бюджета ПФ РФ.Пенсии по государственному обеспечению (государственные пенсии) – это ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданину в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

В соответствие с существующим пенсионным законодательством назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) социальная пенсия.

Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.


Http://www.pfrf.ru/about/

Кузнецов А. В., Ордин О. В., Пенсионная реформа в России, модель общего равновесия. – М.: Изд-во РПЭИ, 2010.

Федоров JI. В. Пенсионный фонд Российской Федерации: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"». 2009.С 87.

Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л.. Финансы: учебник / под ред. А.Г.Грязновой, Е.В.Маркиной.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010.С.438.

Федеральный закон от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Шохин А.Н. Пенсионная система России: современное состояние, проблемы реформирования. 2009. С 237.

Конституция Российской Федерации, ст.7, п.2, ст.39

Захаров М.Л. Комментарий к новому пенсионному законодательству / М.Л.Захаров // Проспект – М., 2010. С48,

Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение: Учебник / Н.Ю. Борисенко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о ». 2010. С 186.

Статьи по теме: