Загруженность домашними делами ребенка что писать. Нужно ли заставлять ребенка помогать по дому? Дайте ребенку понять, что дело выполнить необходимо

Нужно ли наделять ребенка обязанностями? Безусловно, они помогают полноценному, адекватному формированию личности. Возложение и успешное выполнение каких-либо обязанностей возвышает ребенка в собственных глазах. Постепенно малыш учится взаимодействовать с окружающими и начинает рассматривать себя как личность, способную помогать.

Обязанности ребенка и взрослого человека несопоставимы. Они значительно проще. Обязанности малыша можно трактовать, скорее, как посильную помощь по дому. Поручения должны соответствовать его возрасту. Иначе, можно вызвать обиду, злость, агрессию или ощущение у него чувства собственной неполноценности.

В тоже время не стоит вовсе ограждать ребенка от домашних дел, уповая на то, что у него будет еще достаточно времени, чтобы всему научиться. Так вы рискуете воспитать неподготовленную к самостоятельной жизни личность. Кто его лучше научит и закроет глаза на ошибки, как не родители?

Исходя из собственных ожиданий и умений ребенка, можно давать ему самые разнообразные задания. Однако те или иные обязанности нужно вводить в его жизнь постепенно. Поговорите с крохой и вместе решите, в чем будет заключаться ее посильный вклад.

Желательно давать ей возможность самой выбирать для себя дела. Покажите ей, если крохе непонятно как именно нужно это выполнить. Однако никогда не делайте этого за нее.

Обозначьте критерии качества, по которым в последующем будет оцениваться качество ее работы. Согласуйте сроки выполнения. Сообщите о последствиях, вступающих в силу после невыполнения поручений.

Не устанавливайте для малыша слишком высоких рамок. Возможно, вы перфекционист и всегда стремитесь к совершенству. Ребенок еще не наделен умениями и способностями взрослого человека, поэтому не выставляйте недостижимых для него планок. Иначе ему не захочется больше помогать.

Периодически меняйте круг его обязанностей для того, чтобы ребенку не наскучила монотонная работа. Хотя, некоторые можно прочно вводить в его жизнь, например, собирать свои игрушки или ухаживать за животными. Кроме того, не стоит нагружать его слишком большим списком дел.

По степени длительности обязанности можно разделить на постоянные и ситуативные дела . Под постоянными обязанностями понимаются те, которыми ребенок награждается с определенного возраста на постоянной основе, например, способность самостоятельно одеваться, обязанность уважать взрослых. Ситуативные дела носят кратковременный характер. Это небольшие поручения, которые родители могут дать своему чаду.

Как приучить ребенка к труду

Малыш всегда наблюдает за действиями взрослых. На их примере он постепенно учится действовать тем или иным образом в разнообразных ситуациях. Приходит время и у него возникает сильное желание сделать что-либо самостоятельно. Это позволяет тем самым ему почувствовать себя большим. Это удачное время для мягкого, ненавязчивого приобщения его к труду. Несколько рекомендаций:

  1. Если ребенок отказывается от вашего поручения, не злитесь и не заставляйте его. Лучше поговорите с ним о том, почему ему не хочется. Объясните, зачем это нужно выполнить.
  2. Малыш будет чувствовать значимость своей помощи, и хотеть ее оказать лишний раз, если ваши просьбы будут озвучены не в приказном тоне. Вместо фразы “сделай немедленно” скажите “не мог бы ты”.
  3. Хвалите малыша за его старание и стремление что-то выполнить. Пусть поначалу у него получается не так, как вам бы хотелось. Слова одобрения жизненно важны для формирования позитивной самооценки.
  4. Иногда, если он действительно очень заслужил можно поощрять его, но ни в коем случае не деньгами. Он начнет думать, что родители обязаны ему платить за выполнение домашних дел. Помощь перестанет быть бескорыстной.
  5. С внедрением новых обязанностей нужно расширять поле его свободы. Скажем, он может лечь спать чуть позже или поиграть чуть больше.
  6. Выполнение самих дел можно превратить в интересную игру. Ваша фантазия подскажет, как нужно это сделать.

Что под силу детям разного возраста

Малыш 3 лет способен :

  • убирать игрушки на место;
  • относить ложки, вилки, салфетки, тарелки на стол;
  • ставить книжки и журналы на полки;
  • убирать свое место за столом после еды;
  • владеть элементарными гигиеническими навыками (например, умываться);
  • самостоятельно раздеваться и одеваться при участии взрослых.

Ребенок 4 лет готов:

  • сервировать стол, относить хорошие тарелки;
  • помогать с приобретением бакалейных товаров;
  • помогать убираться во дворе;
  • кормить домашнюю живность;
  • расстилать и застилать кровать;
  • помогать мыть посуду;
  • вытирать пыль на мебели;
  • накладывать еду в тарелки;
  • готовить холодные завтраки (насыпать хлопья);
  • мазать маслом хлеб;
  • доставать почту из ящика;
  • участвовать в приготовлении несложного десерта;
  • развешивать вещи сушиться;
  • складывать одежду.

Пятилетке можно поручить:

  • помогать готовить по рецепту пищу (добавлять ингредиенты);
  • убираться в комнате;
  • готовить бутерброд или простой завтрак себе;
  • самому одеваться, складывать одежду;
  • чистить туалет, раковину, ванную;
  • сортировать и убирать постиранное белье;
  • чистить зеркала;
  • участвовать в мытье машины;
  • оплачивать небольшие покупки;
  • принимать телефонные звонки;
  • выносить мусор.

Шестилетка уже может:

  • одеваться по погоде;
  • пылесосить ковер;
  • собирать завтрак в школу;
  • поливать цветочки;
  • очищать овощи;
  • полоть траву;
  • выгуливать домашних питомцев;
  • помогать чистить машину;
  • следить за тем, чтобы мусор был вынесен.

Семилетка умеет:

  • убираться во дворе;
  • следить за своим велосипедом;
  • поливать огород;
  • нести пакеты с покупками;
  • мыть домашних животных;
  • гладить вещи.

Ребенку 8, 9 лет можно предложить:

  • помыть полы;
  • постирать вещи;
  • зашить дырочки, пришить пуговицы;
  • сделать простые блюда;
  • убирать за питомцами;
  • красить;
  • участвовать в мытье холодильника;
  • купать и кормить своих младших братьев и сестер;
  • убираться в доме.

В 9, 10 лет ребенка можно просить:

  • менять постельное белье;
  • загружать и включать машинку, засыпать порошок;
  • делать покупки по списку;
  • готовить еду на всю семью;
  • мыть машину.

В 10, 11 лет ребенок готов самостоятельно подрабатывать, плюс ко всему перечисленному.

Ребенок 11, 12 умеет:

  • чистить бассейн;
  • следить за огородом;
  • помогать папе, делать мужскую работу;
  • чистить духовку и плиту.

Приход в жизнь ребенка обязанностей должен сочетаться с наделением его определенными правами. Их реализация не должна зависеть от настроения окружающих. Иначе ребенок станет злиться, возникнет стремление отомстить, а его рвение к сотрудничеству будет снижаться.

Стоит ли удивляться, что ему тоже не захочется выполнять ваши поручения?

Уважаемые читательницы блога , а какие обязанности выполняет ваш ребенок в семье, оставляйте комментарии или отзывы ниже. Кому то это очень пригодиться!

Осталось разобраться, с какого возраста приучать ребёнка к труду, стоит ли заставлять детей работать или лучше использовать маленькие хитрости, чтобы не превратить обязанности в ежедневную каторгу.

Всему своё время

Уже с двухлетнего возраста ребёнок способен оказывать посильную помощь по дому. Стоит выделить слово «посильная», поскольку полноценным трудом назвать маленькие поручения сложно. Однако стремление к самостоятельности необходимо всячески поощрять.

Что же доверяют детям в разных возрастных периодах?

Этот период ещё называют кризисом трёхлетнего возраста, который характеризуется, в том числе, желанием стать более самостоятельным. Эту особенность обязательно учитывают внимательные родители.

Двухлетний ребёнок уже способен выполнять простейшие просьбы: подать маме перчатки, кошелёк, книжки, футляр от очков и т.д.

Все эти вещи должны быть безопасными для малыша – то есть нельзя просить принести что-то острое, тяжёлое или хрупкое.

В этот возрастной период дети обучаются навыкам самообслуживания, поэтому следует всячески поощрять желание ребёнка своими силами снимать и надевать брючки, плавки, футболки.

От родителей же требуется показать ему, куда нужно класть вещи для хранения.

Если ребёнок в этом возрасте будет видеть, как родители трудятся дома и вообще положительно относятся к выполнению различных обязанностей, процесс приучения к труду существенно упростится, поскольку перед глазами будет положительный пример.

Проблема распространённая, а её причины зависят во многом от поведения самих мам и пап.

  1. У ребёнка не сформировалась привычка не то что помогать взрослым, но и просто за собой убирать. Виноваты в этом, естественно, сами родители или бабушки. Малыша ведь жалко, да и зачем ему посуду мыть, вырастет – ещё наработается.
  2. Взрослые члены семьи вообще не отличаются чистоплотностью. К примеру, отец не убирает одежду в шифоньер, мать оставляет на утро целую гору грязной посуды. Саму квартиру давно не ремонтировали, поэтому желание что-то убирать быстро пропадает.
  3. Каждый член семьи живёт обособленно, нет привычки выполнять коллективную работу – производить ремонт, высаживать картофель. Ребёнок, что естественно, растёт индивидуалистом и эгоистом.
  4. Взрослые не хвалят сына или дочь за выполненные поручения, хорошие оценки и т.д. То есть любая работа считается обязанностью, а за неё хвалить, вроде как, и не обязательно.
  5. Некоторые родители ведут своеобразную «политику», отличающуюся постоянным изменением настроения и требований. То есть мама поначалу не обращает внимания на неубранную кровать, а затем принуждает устроить генеральную уборку.
  6. Некоторые взрослые начинают принуждать детей, что заставляет последних яростно протестовать. Особенно такое часто встречается в .

И всё же самая частая причина – родители не видят разницы между счастливым и беззаботным детством. В первом случае ребёнок трудится себе и другим во благо, а беззаботность отличается тем, что все акценты переносятся с активной деятельности на постоянный отдых.

Чтобы не столкнуться с ленью подростка, нужно начинать воспитывать ребёнка трудом с младых ногтей. Естественно, выбор занятия должен учитывать возраст и особенности отпрыска.

Итак, причин для того, чтобы дети отказывались от помощи родителям, достаточно много. И если одни сами всё выполняют без напоминаний, то от вторых практически невозможно добиться хоть какой-то поддержки. Как исправить поведение маленького «нехочухи»?

Прежде всего, не следует паниковать и сравнивать своё чадо с другими, более работящими ребятишками. А чтобы изменить детское поведение, нужно сначала измениться самому.

  • больше общайтесь с ребёнком , отказавшись от сидения за компьютером и просмотра телевизионных передач. Пожалуй, это универсальный совет, как говорится, на все случаи жизни;
  • перестаньте ругать ребёнка по любому поводу . Наоборот, постарайтесь сблизиться и узнать его предпочтения. Возможно, знание пристрастий поможет ему выбрать подходящий вид деятельности;
  • если вы дали какое-то обещание, обязательно его сдержите . Это также поможет установить доверительные детско-родительские взаимоотношения;
  • обязательно хвалите даже за самую малую помощь . Пусть ребёнок знает, что вы цените его усилия.

Установив более доверительные отношения, воспользуйтесь советами, которые представлены выше. Если позитивных итогов добиться не удалось, попробуйте обратиться к психологу. Он изучит ситуацию со всех сторон и подскажет наиболее оптимальное решение данной проблемы.

Краткие выводы

Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:

  • поддерживать детскую инициативу;
  • помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
  • не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
  • всегда говорить «спасибо» за усилия;
  • не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
  • учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
  • не наказывать трудом за проступки;
  • демонстрировать позитивный пример.

Чтобы ребёнок знал, как помочь маме, нужно начинать приучать его к выполнению домашних обязанностей с раннего возраста. В этом случае у вас не будет хлопот в дальнейшем с маленьким помощником.

Ну и напоследок следует отметить, что желание всё делать самостоятельно (потому что так быстрее) может сыграть злую шутку в дальнейшем. Если вы не хотите в один прекрасный момент услышать грубый отказ от ребёнка на просьбу помочь, запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой.

И, если поначалу у него не всё будет получаться, то совсем скоро вы сможете доверять ему и более серьёзные дела. К всеобщей радости и пользе.

Можно ли заставить детей выполнять свои домашние обязанности, или это дело невозможное и совершенно безнадежное? Эта статья о том, как бороться с ленью подростка, можно ли достичь каких-то результатов в этом благородном деле, и главное – как их достичь. Изобретательность детей, увиливающих от домашней работы, поистине достойна восхищения, ее бы в мирные цели! Однако, то и дело приходится слышать от заискивающего: «Я потом, мамочка, ладно?» до возмущенного: «Я не БУДУ это делать!!!».

Почему дети не хотят брать на себя часть работы по дому?! Как заставить их принимать участие в бытовых делах семьи?

Почему подростки не хотят помогать по дому?

На вопрос «почему?» ответить легче легкого: потому что у них есть более интересные дела! Друзья (онлайн и офлайн), любовь, игры, соцсети…

Нам, взрослым, кажется, что подростки просто ленятся и даром теряют время, но для них все эти занятия наполнены величайшим смыслом. И я, между прочим, с ними в этом согласна, потому что они занимаются ни чем иным, а поиском своего места в нашем мире доступными для них средствами. Они выходят из семьи в социум, и это для них очень важно. А попытка «вернуть в семью» совершенна противоположна вектору их интереса. Даже если этот вектор направлен якобы внутрь себя, (как у подростков-интровертов,

Попытка развернуть ребенка на 180 градусов обречена на неудачу. Цыпленок разбивает яйцо, птенец вылетает из гнезда, волчонок выходит из логова. Как вы себе представляете маму-квочку с таким посылом: «Вернись в свою скорлупу и убери там! », или маму-волчицу: «Сложи косточки в один угол и подмети пол хвостом!»

Животные мудрее: птицы учат летать, а волки – охотиться. Только люди, непонятно почему, стараются удержать детенышей дома, у юбки. Причина понятна — так легче их и меньше , что они натворят что-то во вред себе.

Зачем родители заставляют детей помогать по дому?

Давайте скажем себе правду, дорогие родители о том, что такое для ВАС домашние обязанности ребенка . Мой вариант (результат наблюдений и подробных расспросов родителей) таков:

  • Родители выполняют семейную программу . «Со мной так поступали, значит, так надо!»
  • Способ взаимодействовать с ребенком . «Воспитывать», показывать свою власть, контролировать, то есть всегда иметь «железный» повод для придирок.
  • Беспокойство за ребенка. «Как же ты жить будешь, если не умеешь стирать носки (пылесосить, складывать игрушки, мыть посуду, выносить мусор…)?!»
  • Стремление облегчить свою взрослую родительскую жизнь . «Мы все тут живем, почему за порядком должен следить кто-то один?»

Эту последнюю причину я считаю единственным и естественным основанием, чтобы бороться с ленью ребенка и приучить его к домашним обязанностям.

А с другими причинами стоит разобраться подробнее, чтобы они не создавали лишних «помех» в наших родительских ума.


Выполнение семейной программы

Я, конечно, за семейные традиции, уважение к своему роду и прочее. Однако, есть вещи, которые требуют осмысления и адаптации к современным условиям. Домашние обязанности – одна из них. наверняка не похожа на вашу жизнь в детстве, а детство ваших родителей не похоже на ваше. Почему же требования должны быть одинаковыми?

Часто я слышу такой аргумент: «Меня держали в строгости, у меня были обязанности, и вот я вырос приличным человеком! » А на вопрос, как этот человек относился к родителям в подростковом возрасте, ответ примерно такой: «Родители меня не понимали ».

То есть, вас «строили» и не понимали, и вы то же самое делаете с детьми? Зачем? Вы им мстите, что ли? Как в армии во времена дедовщины? Можно, конечно, и так, но если вы любите своих детей и хотите взаимности, зачем слепо повторять то, что вам самим не нравилось? Хотя бы форму измените! Бороться с ленью подростка нужно более тонкими методами, а вот как именно, это и есть основной вопрос, и о нем ниже.

Заставлять что-то делать по дому — это способ взаимодействия родителей и детей

Вторая причина из нашего списка. Иногда родители выбирают такой способ взаимодействия, потому что другого не знают . Об интересах ребенка не подозревают, контакт давно потерян. Как восстановить его — они не знают, но чтобы сохранить какую-то видимость общения — пристают с требованиями. Скрытый посыл родителя таков «увидь меня, я есть! «

Это еще и способ показать свою власть. Родители нуждаются в отношениях с детьми, причем в отношениях эмоциональных! Проявлять свою любовь не умеют, поэтому находят повод ругаться: «Почему мусор не вынес? !» и пошло поехало…

Ребенок в глухой обороне или в открытую. Он только и делает, что придумывает новые отмазки, как бы не делать то, что вы его заставляете. То что вы считаете ленью, на самом деле — сопротивление — борьба за свою . Или, если вы его подавили, грустно подчиняется и мечтает о том счастливом дне, когда же он уедет куда-то учиться.

На самом деле и он и вы нуждаетесь в нормальном общении, и можно выбрать для него более достойный повод, чем без конца указывать ему, что он не подходит под шаблон идеального сына (дочери).

Беспокойство за ребенка

Из разряда «как ты будешь жить, если не научишься элементарно убирать за собой? » Выгладит как весьма достойный повод. Но на практике себя не оправдывает.
Я еще ни разу не видела человека, умершего от того, что он не умел мыть посуду, или пылесосить. Девушки (да и мальчики!), когда уходят из-под маминого крыла, очень быстро привыкают ухаживать за своей особой: готовить еду, убирать, стирать и прочее.

Моя подруга не умела готовить ничего, кроме яичницы, уехав за мужем в 20 лет далеко от родительского дома, научилась идеальному ведению домашнего хозяйства за год. Спрашивала у подруг, читала кулинарные книги.

Более того, если ваш ребенок ленится вам помогать по дому, и вы постоянно «грузите» его требованиями что-то сделать, этим вы вовсе не воспитываете любовь к этому (как вы, возможно, думаете). а вызываете у него стойкое отвращение к бытовым обязанностям.

Из личного опыта

В результате, когда я вышла замуж, у меня действительно были ссоры из-за уборки (я убирала, конечно, но по мнению мужа, недостаточно чисто!), а вот из-за готовки… никогда и никто ни в чем меня не упрекал! Я не считаю себя идеальной кухаркой, но готовлю с вдохновением, а вот убираю до сих пор без огонька…

Так что решайте сами, нужно ли закладывать детям в головы негативные программы. Я все-таки стою на позициях, что будущее само о себе позаботится, а думать нужно о сегодняшнем дне.

Призывая детей к помощи, думайте о своих сегодняшних интересах

Итак, переходим к единственной здравой причине: стремлению облегчить свою жизнь . Похоже на эгоизм, очень похоже! Именно это и не позволяет родителям сказать себе правду: они нуждаются в помощи детей!

Должна сказать, что ничего против эгоизма я не имею. Здоровый эгоизм не дает детям (мужьям-женам, друзьям, соседям, начальникам) залезть нам на голову. Поэтому давайте честно признаемся, что помощь детей по дому нужна нам для того, чтобы у нас работы было поменьше, а свободного времени (в котором родители нуждаются не меньше детей!) побольше. И теперь можно плавно перейти к вопросу «Как?».

Как заставить детей помогать родителям по дому?

  • Воззвать к справедливости. Подростки уважают справедливость, и если вы скажете: «Несправедливо, что всю работу по дому выполняю я. Ты ведь тоже тут живешь!» Из этого может развернуться диалог, в котором вы будете иметь возможность перечислить, что именно вы делаете и предложить ребенку взять на себя то, что он выберет. Согласитесь, это выглядит лучше чем: «Немедленно помой посуду!!!» Всегда нужно дать возможность выбора, тогда человек чувствует себя свободным.

Сюда же: хорошо, если вы не просто попросите помощи, а расскажете о своих чувствах . Ребенок ведь не знает, что у вас внутри, когда, вы говорите голосом железной леди: «Немедленно убери свою одежду !» А вот если звучит такая фраза: «Мне обидно, что приходится все делать самой, я чувствую себя уставшей и нелюбимой », это совсем другое дело. Помогая вам, он будет чувствовать себя защитником, героем, помощником, а не рабом.

  • Воспитать чувство собственности. Ответственность идет вслед за собственностью, и никогда наоборот! И возникает только тогда, когда человек знает, что за него (уборку, стирку, уроки) никто не сделает, потому что это больше никому не нужно!

Вы создали дом, он ваш. А ребенок знает, что уйдет из него, поэтому, несмотря на то, что он там живет, как к «своему» он к нему не относится, даже если у него есть комната.

психолог
Юлия Головкина

Личные консультации помогут Вам решить индивидуальные вопросы

  1. почта [email protected]
  2. скайп golovkinau
  3. телефоны +380952097692; +380677598976
  4. Viber +380952097692

P.S. Если статья показалась Вам полезной, поделитесь с друзьями в социальных сетях. Соответствующая кнопка находится ниже.

Отношение к обязанностям ребенка дома у родителей различно. Одни считают, что не следует загружать детей, лишая их возможности беззаботно прожить период детства, достаточно того, чтобы они учатся. Другие полагают, что круг обязанностей ребенка должен включать только работу по самообслуживанию. И, наконец, третья группа родителей убеждена, что помощь по дому должна быть существенной, чтобы освободить взрослых от части бытовых забот. Попробуем разобраться, какие у ребенка могут быть обязанности в семье, и как сформировать ответственное отношение к выполнению закрепленной за детьми работы.

Взаимные обязанности детей и родителей

Психологи отмечают, что все члены семьи должны иметь не только права, но и определенные обязанности перед другими домочадцами. Только тогда не сформируется личность-потребитель. Кроме того, праздный образ жизни негативно сказывается на процессе социализации. Дети, которые не приучены к уходу за собой, собственными вещами и жилищем, растут инфантильными, беспомощными, неприспособленными к жизни и, конечно, ленивыми. Вырастая, они нередко проявляют душевную черствость по отношению даже к близким людям, нежелание заботиться о них. Поэтому даже в семьях, где имеется возможность иметь оплачиваемых помощников по хозяйству, у ребенка должен быть определенный круг домашних обязанностей.

Какие обязанности может выполнять ребенок?

Ряд обязанностей желательно иметь уже детям дошкольного возраста. Но это не значит, что вы просто ставите малыша перед фактом, что с завтрашнего дня он должен выполнять то-то и то-то. Процесс передачи обязанностей довольно длительный. Вначале вы привлекаете кроху к помощи: «Давай вместе соберем игрушки!» (польем цветы и т.д.) Убедившись, что ребенок овладел трудовым навыком, можно давать ему разовые поручения: «Помоги мне вытереть посуду!», «Собери свои игрушки в ящик». И только когда малыш будет справляться с поручениями, можно вменить ему ту или иную работу по дому в обязанность. Обычно первые обязанности закрепляются за ребенком в возрасте 5 лет, когда он становится способен к волевому усилию.

При отборе круга семейных обязанностей ребенка следует исходить из его возраста, темперамента. Если в семье несколько детей, то можно предложить им договориться самостоятельно о распределении обязанностей или установить дежурство – поочередное выполнение домашних работ. А вот объемную работу (генеральная уборка, ремонт в комнате и пр.) лучше организовывать общими силами.

Круг ежедневных обязанностей школьника может включать следующие виды труда:

  • заправка постели, наведение порядка в комнате;
  • мытье посуды;
  • стирка-глажка некоторых предметов своего туалета;
  • уход за комнатными цветами;
  • кормление и выгул домашних питомцев.
  • покупка продуктов по списку.

1 – 2 раза в неделю младший школьник может убирать свою комнату, а после 9 лет ему уже можно поручить уборку небольшой квартиры или части комнат в просторном жилье. В 11 – 12 лет ребенок способен приготовить простейшие блюда (омлет, кашу, жареную картошку), загрузить стиральную машинку и развесить белье. Подросток может полностью следить за своим гардеробом, при необходимости отгладить, почистить, постирать одежду, и оплатить квитанции.

Как стимулировать ребенка на выполнение обязанностей

Без должной мотивации трудно ожидать от детей ответственного отношения к обязанностям. Методы стимулирования зависят от личности ребенка и возможностей семьи. Можно выделить следующие приемы:

Вопрос о материальном поощрении решается индивидуально в каждой семье. Но не так уж плохо, если ребенок за объемную работу получает небольшую сумму денег. Это, конечно, не значит, что он не может бесплатно посидеть с сестренкой или вымыть посуду. Денежный вопрос – очень щепетильный, здесь главное не навредить!



Основа дружной семьи - грамотное распределение ролей, прав и обязанностей. А это как?

Нормально ли, если все домашние дела на женщине, а мужчина только смотрит телевизор? Или правильно, если они делают все вместе и поровну: муж вместе с женой готовит еду, моет полы и стирает белье? А может быть, все домашние дела должны быть на муже, а жена в это время занимается собой, как в современном Китае? Единого, правильного для всех ответа здесь нет. Ответы на этот вопрос во многом зависят от того, как вы воспитаны, какое у вас окружение, и какие у вас в семье отношения. Например, есть семья МЫ и есть семья Я+Я, и в этих разных семьях вопрос о распределении домашних дел и обязанностей решается по-своему. В семье МЫ больше обязанностей у того, кто больше может и умеет: он рад это делать. В семье Я+Я большая семейная нагрузка у того, кто в отношениях больше заинтересован, кто более зависим и кого другой может в большей степени нагрузить...

При этом неверно думать, что домашние дела - только нагрузка: это еще и предмет гордости, и большие возможности. Тот, кто в семье мало что делает, то обычно и мало на что может влиять. А тот, кто в семью больше вкладывается, тот в семье имеет больше возможностей влиять, имеет больше прав.

Элементарно: кто ребенком занимается, тот и воспитывает его по-своему, под себя.

Три основных ориентира при распределении семейных обязанностей, это 1) индивидуальные предпочтения (кто что сам больше хочет), 2) умения и способности (кто что лучше умеет делать, тот тем и занимается и 3) польза (ребенку мы поручим в семье то, что будет для него полезнее освоить для его будущей взрослой жизни).

Индивидуальные предпочтения - это самое простое и очевидное. Например, кому-то посуду нравится мыть больше, чем выносить мусор. А кто-то этот мусор может легко захватить по дороге на работу. Жене за тяжелыми покупками на рынок сходить тяжело, а мужчине это весело поразмяться: ему это и нравится, и полезно.

При этом исторически сложилось, что мужчины в семье в принципе больше занимаются заработком денег, а женщины - ведением домашнего хозяйства. Определенный смысл в этом есть: мужчины и женщины отличаются друг от друга не только внешне, но и по характеру и предпочтениям. Мужчинам проще, приятнее и интереснее заниматься работой и зарабатыванием денег. Женщинам – воспитанием детей и налаживанием уюта. Если у вас это так, то у вас все сложилось. Если вас в таком распределении ролей что-то не устраивает, вы можете договориться о другом распределении дел и ответственности.

Как все эти вопросы начать обсуждать? Возьмите вопросник семейного договора , это будет вам огромная помощь. В вопроснике будут вопросы не только по распределению семейных обязанностей, но и о том, как лучше строить отношения, как решать разные трудные и спорные вопросы - и как нам жить еще дружнее.

И еще: может быть, мы в семейных обязанностях сможем разглядеть не только обязанности, но и приятности, а также вспомнить, для кого вы их выполняете? Во-первых, для себя. Вы подметаете пол, чтобы вашим ногам было комфортно. Вы зарабатываете деньги, чтобы тратить их на реализацию собственных желаний. Во-вторых, вас никто не брал в рабство, на вас никто дуло ружья не наставляет и не заставляет делать что-то на благо врагов. Вы выполняете свои обязанности для любимых, близких и дорогих людей, с которыми живете. Ведь любые домашние заботы ― это тоже проявление любви, но не на «высоком», а на простом, бытовом уровне.

Если вы напоминаете муже (или жене) о каких-либо семейных делах, лучше делать это с фоном поддержки. Как? Это просто! Например, если на вашем партнере лежит обязанность пылесосить, то вы можете на само «орудие труда» ― пылесос ― положить бумажку со словами: «Я тебя люблю! Спасибо за чистоту, которая скоро будет в нашем доме!». Восхищайтесь и создавайте позитивное настроение, еще до того, как вы или ваш партнер начали что-то делать. Ведь какие-либо обязанности становятся нелюбимыми, когда мы представляем их как долгий и нудный процесс. Сравните тех, кто не любит мыть посуду и любит. Первые, когда думают об этом занятии, видят гору грязных тарелок, с которой им предстоит справляться. Вторые, только подходя к раковине, представляют, как все эти тарелки чистые и красивые стоят на полочке. Вся суть в привлекательной и мотивирующей картинке, формируйте ее и себе, и партнеру.

Ну, и всегда хорошо поощрять себя за маленькие и большие домашние подвиги. Чаще всего мы ждем похвалу и приятные отзывы от своего партнера. Да, действительно важно, чтобы «вторая половинка» замечала наши старания. Но нужно и самих себя радовать. Не ждать позитива от окружающих, а самим создавать праздник и приглашать на него других. А что мы делаем на праздники? Дарим открытки, приятные слова и вкусности друг другу. Вот и отмечайте даже маленькие свершения! Например, «у нас сегодня торт, потому что я прибрала квартиру!». Или напишите список поводов для праздника ― будничных вещей, которые вы должны делать. И отмечайте и галочкой, и приятными призами каждое из них. Кому-то этот способ покажется слишком простым и игровым, несерьезным, но, может быть, именно в семье важнее быть счастливым, чем очень серьезным?

А если за распределение домашних дел и обязанностей берется мужчина, то для него самое удобное - составить матрицу ответственности, где будет список всех домашних обязанностей - и указано, кто за в этих делах участвует (стоит буковка У) и кто за это отвечает (стоит буква О). Как выглядит такая матрица, можете посмотреть, а если захотите по образцу составить свое - и отредактируйте под свои задачи. Успехов вам!

Статьи по теме: