Рабочая программа «Ознакомление с окружающим миром. Перспективный план работы по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Все работы хороши – выбирай на вкус»

Планирование занятий по ознакомлению с окружающим миром

2 группа раннего возраста

Вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства.

Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.). Раскрывать разнообразные способы использования предметов.

Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч - синий мяч; большой кубик - маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.

Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.).

Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.

Вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т. д.). Рассказать, что взрослые проявляют трудолюбие, оно помогает им успешно выполнить трудовые действия.

Знакомить детей с доступными явлениями природы.

Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.

Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.

Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).

Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Сезонные наблюдения

Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).

Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

Младшая группа

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.

Побуждать вычленять некоторые особенности предметов домашнего обихода (части, размеры, форму, цвет), устанавливать связи между строением и функцией. Понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его использования.

Расширять представления детей о свойствах (прочность, твердость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина). Способствовать овладению способами обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет - не тонет, рвется - не рвется). Предлагать группировать (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать (посуда - одежда) хорошо знакомые предметы.

Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки). Формировать понимание того, что человек создает предметы, необходимые для его жизни и жизни других людей (мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки и т. д.).

Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы.

Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.

Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города, в котором они живут. Побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.

Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. Обращать внимание детей на личностные (доброжелательный, чуткий) и деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека, которые ему помогают трудиться.

Расширять представления детей о растениях и животных. Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.

Знакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птицами (волнистыми попугайчиками, канарейками и др.).

Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.), о земноводных (на примере лягушки).

Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.

Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).

Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.).

Дать элементарные представления о растениях данной местности: деревьях, цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха и др.). Показать, как растут комнатные растения (фикус, герань и др.). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой - рассыпается, влажный - лепится), снега (холодный, белый, от тепла - тает).

Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло, нужно его поливать и т. п.).

Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Сезонные наблюдения

Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.

Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.

Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).

Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.; участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.

Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.

Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко - потеплело - появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.

Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.

Средняя группа

Создавать условия для расширения представлений детей об объектах окружающего мира. Рассказывать о предметах, необходимых детям в разных видах деятельности (игре, труде, рисовании, аппликации и т. д.). Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

Продолжать знакомить детей с признаками предметов, побуждать определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах (стекло, металл, резина, кожа, пластмасса), из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин - из металла, шины - из резины и т. п.).

Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.

Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.

Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

Формировать первичные представления о школе.

Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.

Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности (с опорой на опыт детей). Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.

Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.

Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях.

Расширять представления детей о природе.

Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).

Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).

Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).

Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах (малина, смородина, крыжовник и др.), грибах (маслята, опята, сыроежки и др.).

Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).

В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня.

Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.

Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

Учить детей замечать изменения в природе.

Рассказывать об охране растений и животных.

Сезонные наблюдения

Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало - исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

Привлекать к участию в сборе семян растений.

Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.

Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.

Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.

Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.

Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.

Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.

Формировать представления детей о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

Старшая группа

Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Объяснять назначение незнакомых предметов. Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.). Объяснять, что прочность и долговечность зависят от свойств и качеств материала, из которого сделан предмет. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость.

Побуждать сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда – фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).

Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда пришел стол?», «Как получилась книжка?» и т. п.). Предметы имеют прошлое, настоящее и будущее.

Обогащать представления детей о профессиях.

Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз), сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство).

Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.

Продолжать знакомить с деньгами, их функциями (средство для оплаты труда, расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи.

Формировать элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции).

Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Рассказывать о личностных и деловых качествах человека-труженика.

Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства; с результатами их труда (картинами, книгами, нотами, предметами декоративного искусства).

Прививать чувство благодарности к человеку за его труд.

Расширять представления о малой Родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Воспитывать любовь к Родине.

Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная, многонациональная страна. Рассказывать детям о том, что Москва - главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.

Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы по военной тематике.

Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».

Продолжать знакомить с комнатными растениями.

Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений.

Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы.

Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге). Расширять представления о птицах (на примере ласточки, скворца и др.).

Дать детям представления о пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.).

Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

Знакомить детей с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.

Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.

Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.

Формировать представления о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.

Учить устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность - труд людей).

Показать взаимодействие живой и неживой природы.

Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Сезонные наблюдения

Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).

Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.

Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.).

Подготовительная к школе группа

Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире. Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный). Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве (компьютер, роботы, станки и т. д.); об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице. Побуждать детей к пониманию того, что человек изменяет предметы, совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Расширять представления детей об истории создания предметов.

Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов природы. Формировать понимание того, что не дала человеку природа, он создал себе сам (нет крыльев, он создал самолет; нет огромного роста, он создал кран, лестницу и т. п.). Способствовать восприятию предметного окружения как творения человеческой мысли.

Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Рассказывать, что материалы добывают и производят (дерево, металл, ткань) и подводить к пониманию роли взрослого человека.

Побуждать применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).

Продолжать знакомить с библиотеками, музеями.

Углублять представления детей о дальнейшем обучении, формировать элементарные знания о специфике школы (по возможности посетить школу).

Расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), представления об их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.

Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что- либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение).

Продолжать расширять представления о людях разных профессий. Представлять детям целостный взгляд на человека труда: ответственность, аккуратность, добросовестность, ручная умелость помогают создавать разные материальные и духовные ценности.

Расширять представления об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным, благотворительность).

Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Углублять и уточнять представления о Родине - России. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная, многонациональная страна. Расширять представления о Москве - главном городе, столице России. Расширять знания о государственных праздниках. Рассказывать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.

Формировать элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас.

Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.

Рассказывать детям о том, что Земля - наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Расширять представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка), об отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (органы опеки, ЮНЕСКО и др.). Формировать элементарные представления о свободе личности как достижении человечества .

На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.

Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам и т. д.).

Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.

Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Продолжать учить детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Расширять представления о лекарственных растениях (подорожник, крапива и др.).

Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.

Дать детям более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде.

Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи - в муравейниках, пчелы - в дуплах, ульях). Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.).

Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.). Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).

Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.).

Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.

Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.

Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности. Объяснить, что в природе все взаимосвязано.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые - опылители растений, то растения не дадут семян и др.).

Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.

Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).

Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.

Сезонные наблюдения

Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь - первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).

Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают. Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.

Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.

Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).

Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.). Объяснить, что это корм для птиц.

Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного, тяжелого снега лучше делать постройки).

Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).

Рассказать, что 22 декабря - самый короткий день в году.

Привлекать к посадке семян овса для птиц.

Весна. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).

Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится - в тени или на солнце).

Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.

Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования. Учить детей выращивать цветы (тюльпаны) к Международному женскому дню.

Знакомить детей с народными приметами: «Длинные сосульки - к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.

Галия Колтунова
Календарно тематическое планирование по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Тема вокруг света (09.04-13.04)

Вторник 10.04.18 Индивидуальные беседы об окружающем мире .

Беседа : «Мы космонавты» . Цель : познакомить детей с праздником «День космонавтики» , профессиями «космонавт» , «летчик» . Формировать уважительное отношение к труду взрослых; развивать наблюдательность, зрительную и слуховую память, мелкую моторику.

Утренняя гимнастика.

Комплекс № (Апрель) (папка)

Рассматривание календаря природы Продолжаем уточнять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Д/И «Подбери правильную одежду для космонавта»

Д/И «Угадай, что изменилось» - развивать внимание, мышления, сообразительности

Трудовая деятельность.

Трудовые поручения в уголке природы : полив растений.

Настольная игра «Шашки» - стимулировать

Вырезывание изображений по шаблону. Закреплять умение работать с шаблоном : придерживать заготовку левой рукой, обводить простым карандашом по контуру, аккуратно вырезать по контуру

Д/И «Собери ракету по частям» . Цель : закреплять знания детей о строении ракеты и ее назначении

С/Р. «Шоферы» развитие игрового сюжета.

1. Обучение грамоте.

Н. С. Варенцова№19 с64

Пр. сод : освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие) . Учить подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии.

2. Музыка. Проводится по плану музыкального руководителя.

3. Рисование.

Пластилинография «Ракета»

Пр. сод.:После предварительной беседы заинтересовать детей рисованием ракеты ко дню космонавтики. Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами , кометами и т. д. по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности. Наблюдение «Что делают люди весной» .

Цели : знать о том, как весной трудятся люди, рассказывать о труде.

П/И «Ракеты» Упражнять в беге с увёртыванием.

Игра «Мы - одна команда» . Цель

П/И «Воробушки и автомобиль» . Цель : Упражнять детей в прыжках со скамейки на обозначенное место .

Д/И. «Что изменилось?» . Цель : продолжать развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.

Труд. По усмотрению воспитателя

Индивидуальная работа.

«Пройди не упади» . Развивать равновесие, координацию движений прыжки через препятствия. «След в след» -развивать координацию, ловкость внимания.

Самостоятельная двигательная активность. Игры по выбору.

Формирование КГН и

навыков самообслуживания.

Учить красиво вешать одежду на стульчике

(полдника) столом : ровно, не качаться на стуле; воспитывать аккуратность.

Гимнастика пробуждения.

(папка)

Закаливающие процедуры.

Д/И «Скажи наоборот» .Цель : учить подбирать слова-антонимы (описание весенних признаков : тепло-холодно, ясно-пасмурно и пр.) .

Конструктивные игры :- из деревянного конструктора «Космодром» ;

Г. Юрлин «Что внутри?» . Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты»

Просмотр электронной презентации «Планета Земля » Способствовать развитию любознательности , познавательной активности , повышению общей эрудиции детей.

Наблюдение за облаками. Цель : развивать у детей наблюдательность, воображение, фантазию; развивать навыки составления описательного рассказа.

Д/И «Кто больше назовет действий» . Цели : учить подбирать глаголы, обозначающие действия , развивать память, внимание. Ход игры : Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают глаголами.

(папка : Картотека Д/И)

П/И «Мы - одна команда» . Цель : сплочение коллектива и построение

эффективного командного взаимодействия

Индивидуальная работа.

Развитие движений - упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.

Продолжать формировать

Тема : 1. Космические просторы. 2. Путешествуем вокруг света (части света, достопримечательности, глобус, карта) (09.04-13.04)

недели Утро ООД Прогулка Вечер Прогулка

Среда 11.04.18 Индивидуальные беседы

об окружающем мире .

Беседа «Земля - планета , на которой мы живем» Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе. Показать зависимость смены частей суток и времен года от вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

Утренняя гимнастика. Комплекс № (Апрель) (папка)

Хозяйственно – бытовой труд :

Ручной труд в книжном уголке (ремонт книги альбомов.) .

Н/И «Шашки» - стимулировать

мыслительную деятельность детей, способствовать их логическому мышлению, развивать пространственное воображение

Д/И «Какое число я пропустила?» - закрепить прямой и обратный счет в пределах 10

Индивидуальная работа с Сашей В.

- конструирование : «Ракета» (из счётных палочек)

Д/И «Найди лишнее» На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы , пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.

С/Р «Библиотека» . Предложить детям обыграть различные ситуации

1. Познание : Познавательно -исследовательская деятельность.

«Путешествие в космос»

Пр. сод.: Уточнить и закрепить знания детей о космосе и солнечной системе. Способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей. Развивать память, внимание. Продолжать закреплять умения уделять внимание анализу эффективности источников информации.

2. Физическая культура.

Проводится по плану инструктора .

3. Аппликация. Т. С. Комарова

«Космические корабли»

Цель : Учить передавать форму ракеты, применяя прием вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, чтобы правая и левая стороны изображения получились одинаковыми; располагать ракету на листе так, чтобы было понятно, куда она летит.

Выучить считалку.

Светит Солнце, а вокруг

есть планеты , девять штук.

Вам планеты по порядку

Перечислю я сейчас…

Раз! Меркурий,

Два! Венера,

Три! Земля,

Четвёртый – Марс.

Пять! Юпитер,

Шесть! Сатурн,

Семь! Уран,

Восьмой – Нептун.

Номер «девять» звать Плутон,

Тот, кто лишний – выйди вон! Наблюдение за ветром.

Вынести на участок вертушки и султанчики. С их помощью определить силу и направление ветра. Спросить детей – как еще можно определить его силу и направление. Показать флаг на здании суда, по тому развевается он или нет, можно определить наличие ветра и его силу, направление.

Д/И «Закончи предложение» , «Подбери слова-действия.

П/И «Ракеты» - координация речи с движением.

П/И «Выше ноги от земли» . Цель

Индивидуальная работа

по развитию основных движений «Кто точнее?» .

Задачи : упражнять в метании в вертикальную цель правой и левой рукой; развивать подвижность суставов, глазомер.

Труд. Предложить детям расчистить дорожку от снега. Формирование КГН и

навыков самообслуживания.

«Я все делаю сам»

Цель : Формировать у детей осознанное отношение к своему внешнему виду. Учить детей внимательно осматривать себя, оценивать состояние одежды, прически, комментировать результаты осмотра.

Работа по воспитанию

(полдника) .

самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного : раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их после занятия на место.

Гимнастика пробуждения.

Комплекс № (папка) .

Закаливающие процедуры.

Умывание и мытьё рук

прохладной водой.

Чтение художественной литературы.

Чтение отрывка из книги В. Севастьянова «В космос»

Моделирование размера солнца и земли (тыква и горошина)

Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты »

Наблюдение за вечерней погодой –сравнить ее с утренней.

Д/И «Кто больше слов придумает»

Цель. Продолжать активизировать словарь, расширять кругозор.

П/И «Птицы и кошка» Развивать координацию рук и ног с движениями.

П/И «Выше ноги от земли» . Цель : Упражнять детей в беге. Повышать двигательную активность детей, развивать быстроту реакции

Учить метать предмет в даль подгруппу .

Свободная игровая деятельность. Игры по интересам детей :

Труд. Предложить детям убрать игрушки. Цель : продолжать вызывать желание детей трудиться в коллективе.

Тема : 1. Космические просторы. 2. Путешествуем вокруг света (части света, достопримечательности, глобус, карта) (09.04-13.04)

недели Утро ООД Прогулка Вечер Прогулка

Четверг 12.04.18

Индивидуальные беседы

об окружающем мире .

Беседа о Дне космонавтики. Продолжать знакомить с российскими праздниками, с полетом в космос первого человека - Ю. Гагарина. Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы полными предложениями.

Утренняя гимнастика.

Комплекс № (Апрель) (папка)

Н/И «Каким бывает день?» , «Что к чему?» .

Индивидуальная работа с Сашей В.

«Слова- родственники»

Цель : развитие мышления, развитие речи, развитие

памяти и внимания.

Д/И «Построй ракету» - развивать мелкую моторику пальцев

(из палочек, пуговиц, проволоки, пластилина

С/Р «Мы–водители»

Цель : Учить детей взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия с определенными правилами, закрепить правила дорожного движения для водителей и пешеходов.

Свободное общение «Почему Луна не падает на Землю» «Зачем нужны сегодня искусственные спутники Земли?» , «Что осуществляют спутники связи для передачи информации?» , «Центр подготовки космонавтов в Звездном Городке, расскажите, что вы запомнили?», «Кого берут в космонавты?» 1. Познание ФЭМП .

Занятие 2с. 60. ПомораеваИ. А

Пр. сод. совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношение рядом стоящих чисел 6 и 7; 7 и 8; 8 и 9; 9 и 10; Закреплять умение обозначать их цифрами . Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

2. Музыка.

3. Рисование.

«Звездное небо. Вселенная» . Познакомить с новой техникой рисования с помощью мыльных пузырей. Развивать чувство композиции,

творческие способности, фантазию. Наблюдение за трудом дворника. Как он занимается уборкой мусора на территории детского сада, что он делает? Какие орудия труда ему нужны? Нужен ли нам труд дворника? Для чего? А вы бы хотели помочь дворнику? Что мы можем для этого сделать? (не сорить самим, собирать мусор дружно, другим не давать сорить) . Объяснить, что если каждый будет соблюдать правила – бросать мусор только в урну или класть в карман, а потом выбрасывать, то у нас будет чисто в детском саду, во дворе, на улице, в городе.

Д/И «Что бывает весной» . Задачи : закреплять представления о весенних явлениях природы, активизировать словарь по теме.

П/И «Ловишки парами» - упражнять детей в ловкости,

Индивидуальная работа по развитию основных движений. Улучшение техники бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание) - вырабатывать координацию движений.

Самостоятельные игры детей.

Труд. Предложить детям убрать игрушки. Формирование КГН и

навыков самообслуживания.

продолжать учить детей вести правильно себя за столом во время приёма пищи (сидеть ровно, не качаться на стуле, не спешить и не разговаривать с набитым ртом); воспитывать культурное поведения за столом, аккуратность.

Работа по воспитанию

культуры за столом во время обеда (полдника) .

Продолжать учить детей правильно держать в руке столовый прибор.

Гимнастика пробуждения. Комплекс № (папка) .

Закаливающие процедуры. Хождение босиком по массажным коврикам.

Д/И «Бывает – не бывает» (с мячом) . Цель : Развивать память, мышление, быстроту реакции.

Индивидуальная работа с Сашей В.

упражнять в составлении предложений со словами на весеннюю тематику , учить строить развёрнутые предложения

Чтение художественной литературы.

Чтение сказки Н. Носова «Незнайка на Луне» Наблюдение за небом.

Задачи : предложить рассмотреть небо, охарактеризовать, прослушать стихотворение о весне и весенних явлениях, найти созвучные сегодняшнему состоянию неба; развивать любознательность , внимание, связную речь.

П/И «Пустое место» .

Задачи : совершенствовать умение правильно выполнять игровые действия, следить за осанкой; развивать быстроту, ловкость.

Индивидуальная работа по развитию основных движений упражнять детей в точности прыжков.

Труд. «Подмети веранду» . Цель : продолжать способствовать желанию детей оказывать посильную помощь взрослым.

Свободная игровая деятельность. Игры по интересам детей. Цель : продолжать учить детей объединяться для совместной игры, поддерживать дружеские отношения в играх.

Тема : 1. Космические просторы. 2. Путешествуем вокруг света (части света, достопримечательности, глобус, карта) (09.04-13.04)

недели Утро ООД Прогулка Вечер Прогулка

Пятница 13.04.18 Индивидуальные беседы

об окружающем мире .

Беседа Что такое путешествие? Кто такие путешественники? Чем они занимаются? Чем турист отличается от путешественника? познакомить детей с обитателями степей и пустынь, Крайнего Севера и тундры, морей и океанов, тропиков и субтропиков, некоторыми особенностями, приспособлениями животных и растений к жизни в разных климатических условиях; создавать условия для понимания, что особенности внешнего вида, способ существование и повадки живых существ зависят от условий их среды обитания; воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Утренняя гимнастика.

Комплекс № (Апрель) (папка)

Д/И «Что бывает весной?» . Цель : Закреплять представления детей о весенних явлениях, активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия.

Н/И «Кто где живет?»

Д/И «Что с собой возьмем в дорогу»

Д/И «Назови животных севера»

С/Р «Путешествие вокруг земли » Пазлы по теме «Угадай из какой сказки» , «Сложи картинку» .

1. Развитие речи.

В. В. Гербова№8 с88

Обучение рассказыванию по картинке

«Мы для милой мамочки.»

Пр. сод.: помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи

2. Физическая культура.

11.50-12.15. (обучение спортивным играм и упражнениям на прогулке)

Наблюдение за птицами.

Как изменилось их поведением с приходом весны?

Д/И «Найди по описанию»

Д/И «Назови действия, которые происходят весной» .

Цель : знать признаки весны, уметь заканчивать предложение, называя соответствующее действие.

П/И «Лови - бросай» . Цель

П/И «Беги к флажку» Цель

Индивидуальная работа по развитию основных движений.

«Дорожки» .-Формировать умение сохранять равновесие, не мешать друг другу и не толкать впереди бегущего.

Труд. Покормить птиц - побуждать к самостоятельному выполнению поручений

Самостоятельная двигательная деятельность. Цель : Учить детей организовывать знакомые игры, распределять роли, Формирование КГН и

навыков самообслуживания.

Игровая ситуация «Чудесные расчёски» . Цель : продолжать формировать стремление заботиться о своём внешнем виде, с помощью зеркала находить свои недостатки причёски.

Работа по воспитанию культуры за столом во время обеда (полдника) .

Продолжать учить детей правильно держать в руке столовые приборы. Воспитывать аккуратность, опрятность.

Гимнастика пробуждения.

Комплекс № (папка) .

Закаливающие процедуры.

Умывание прохладной водой.

Хозяйственно – бытовой труд.

уборка в игровых центрах.

Задачи : формировать осознанное отношение к порядку , стремление поддерживать его в группе .

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Чтение художественной литературы

Чтение рассказа М. Зощенко «Перемена мест» .

Чтение отрывка из книги Р. Киплинга «Почему у слона длинный нос» .

Наблюдение за погодой.

Задачи : закрепить признаки весны, уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Д/И «Найди по описанию»

П/И «Лови - бросай» . Цель : учить ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

П/И «Беги к флажку» Цель : учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа по развитию основных движений.

«Попади в цель» : развивать ловкость, глазомер.

Самостоятельная двигательная активность. Игры по выбору. Обратить внимание на

взаимоотношения

детей, на выход из конфликтных ситуаций.

Труд. Предложить детям убрать игрушки. Цель : продолжать воспитывать у детей стремление к труду.

Продолжать формировать привычку прощаться с педагогом и детьми.

Итоговое мероприятие : викторина «Удивительная планета »

Совместная деятельность воспитателя и детей. Образовательная деятельность при проведении режимных моментов.

Тема : 1. Космические просторы. 2. Путешествуем вокруг света (части света, достопримечательности, глобус, карта) (09.04-13.04)

недели Утро ООД Прогулка Вечер Прогулка

Понедельник 09.04.18 Индивидуальные беседы об окружающем мире .

Беседа «Космос» формировать представления о космических достижениях, первых космонавтах : развивать любознательность , умение анализировать полученную информацию; расширять и уточнять словарный запас детей; формировать гр . пр. речь.

Утренняя гимнастика.

Комплекс № (Апрель) (папка)

Д/И Лото «Профессии» - правильно сопоставлять картинку с карточкой, учить назвать профессии.

Труд. Трудовые поручения в уголке природы : полив растений.

Настольная игра.»Шашки» «Найди половинку» .

Индивидуальная работа с Сашей В

Логические игры «Найди закономерность» , «Дорисуй узор» ,

«Какой фигуры не хватает?»

Пальчиковая гимнастика «Птичка» .

Цель : речевое развитие, развитие сообразительности, пространственного мышления, творческих способностей детей.

С/Р «Космическое путешествие»

Цель : создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре; побуждать к развертыванию сюжета данной игры

Самостоятельной работы детей предложить ножницы для развития навыков вырезывания

Раскрашивание раскрасок на тему «Космос»

Выставка книг о космосе. 1. Познание . Ознакомление с окружающим миром .

Презентация для детей

«Как человек осваивал космос» Цель :Ознакомление детей с естественно- научной картиной мира; расширение представления детей о вселенной; формирование креативности , успешной социализации, ; развитие познавательного интереса ; обогащение и активация словаря; всестороннее развитие личности.

2. Физкультура. Наблюдение за воробьем. Цели : продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице - воробье; обогащать словарный запас художественным словом о воробье; активизировать внимание и память; учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.

П/И «Школа космонавтов»

Цель : совершенствовать прыжки через интервал, развивать ловкость и внимание.

П/И «Летает – не летает» (Цель

Д/И. «Найди по описанию»

Труд. Расчистка дорожек от мусора.

Индивидуальная работа.

«Прыжки вверх с места» Задачи : продолжать развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой с подгруппой

Самостоятельная двигательная активность. Игры по выбору Формирование КГН и

навыков самообслуживания.

«Каждой вещи свое место» Цель : Учить бережному отношению к вещам, напомнить, что все вещи должны лежать на своих местах.

Работа по воспитанию культуры за столом во время обеда (полдника) . Продолжать учить детей правильно сидеть за столом : ровно, не качаться на стуле; воспитывать аккуратность

Гимнастика пробуждения.

(папка)

Закаливающие процедуры.

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.

Д/И «Цепочка слов» - Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах

И/У «Колпачок и палочка» -развивать координацию, ловкость, внимания.

Изготовление основы для макета «Космические просторы» - учить рвать руками бумагу, аккуратно наклеивать ее на картон

Чтение художественной литературы.

К. А. Порцевский «Моя первая книга о Космосе»

Развивать интерес к литературе. Закреплять умения внимательно слушать произведения, отвечать на вопросы по тексту.

Наблюдение за изморозью – развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы ; вызвать интерес к окружающему миру ; формировать реалистические представления о природе; расширять кругозор; обогащать словарный запас; активизировать память и внимание.

Д/И «Где что лежит?» - закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; учить выделять из группы слов , из речевого потока слова с данным звуком.

П/И «Летает – не летает» (Цель : развивать навыки бега, умение быстро реагировать на сигнал водящего, развитие памяти, знания слов игры).

Индивидуальная работа. «Попрыгунчики» Цель. Продолжать закреплять умение детей прыгать с продвижением вперёд с подгруппой .

Труд. Предложить детям убрать игрушки.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Продолжать формировать привычку прощаться с педагогом и детьми.

Утверждена на

педагогическом совете

протокол № 1

от 28.09.2010 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Больше-Арбайский детский сад

Рабочая программа

по учебной дисциплине

Группа: Старшая разновозрастная

(средняя, подготовительная)

Рецензент: Алексейцева Г.Д., заведующая ДОУ;

с. Большой Арбай, 2009г.

Рабочая программа по учебной дисциплине

«Ознакомление с окружающим миром»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по познавательному развитию для дошкольных образовательных учреждений. Программа

описывает курс подготовки по «Ознакомлению с окружающим миром» детей дошкольного возраста 4-5, 6-7 лет (средняя, подготовительная группы)

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

    «Изодеятельность», где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой.

    «Математическое», где изучаются математические знаки, ориентировка в пространстве, на листе бумаги, времени.

    «Художественная литература, где используются произведения познавательной направленности.

    «Музыкальное», где разучиваются музыкальные произведения в соответствии с тематикой.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в средней и подготовительной группе в первую половину дня. Продолжительность занятия 15-20 мин (средняя), 25-30 мин (подготовительная). Общее количество учебных занятий в год – 36. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 1 раз в год, в мае.

Цель: Ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры

Задачи:

    Формировать элементарные представления об окружающем мире

    Расширять и обобщать знания детей об окружающем мире.

    Развивать общие познавательные способности (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей). Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.

    Развивать интерес к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных растений), местам обитания человека, животных растений (земля, вода, воздух);

    Знакомить с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);

    Воспитывать любознательность; любовь и интерес к родному краю, Родине, детскому саду; уважение к людям труда; бережное отношение к природе.

    Формировать первоначальное представление о себе, о ближайшем социальном окружении, о простейших родственных отношениях

    Формировать первоначальное представление о макросоциальной среде (магазин, школа, поликлиника, транспорт и др.);

    Продолжить знакомство с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда;

    Формировать представление о явлениях природы, суточных, сезонных и пространственных изменениях в природе;

    Формирование экологических представлений, целостных основ отношения к окружающему миру.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Блок

Расширить представления детей о природе. Знакомить с домашними животными, птицами. Знакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха) их внешним видом и способами передвижения Расширить представление детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Продолжить знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук), ягодами (малина, смородина, крыжовник), грибами (маслята, опята, сыроежки и др.). Закреплять знания о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними. Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, и др.). Рассказать о свойствах песка, глины и камня. Учить наблюдать за птицами, подкармливать их замой. Расширить представление детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (вода, воздух, питание и т.д.). Расширять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; Растениях луга, сада, леса. Конкретизировать представления об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения. Знакомить с лекарственными растениями. Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных. Продолжать знакомить с дикими животными. Расширить знания о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Расширить представление о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни. Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек и жуков. Уметь сравнивать насекомых по способу передвижения. Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей. Воспитывать желание помогать взрослым. Учить обобщать и систематизировать представление о временах года. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Закреплять умение правильно вести себя в природе. Знакомить с народными приметами.птицах; домашних отныхжения.х, травянистых растениях;труда для общества., памятникам.х национальностей и

Тематический план

(средняя группа)

Месяц

Тематический план

(подготовительная группа)

Месяц

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ

Требования к уровню подготовки детей по учебной дисциплине «Ознакомление с окружающим миром»

Воспитанник должен

Средняя группа . Предметы ближайшего окружения (в квартире, на участке, на улице), и их назначение. Польза домашних животных для человека; Элементарные правила поведения в природе. Подготовительная группа Герб, флаг, гимн России. Иметь представление о родном крае; его достопримечательностях. Иметь представление о школе и библиотеке. Знать некоторых представителей животного мира: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые. Характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений. Правила поведения в природе.
Средняя группа . Называть предметы ближайшего окружения (в квартире, на участке, на улице), и их назначение. Называть признаки и количество предметов. Рассказывать о своем родном селе. Называть домашних животных, времена года, Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения; Подготовительная группа Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей. Называть главный город страны. Устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.

    Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80 с.

    Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 112 с.

Татьяна Сыч
Перспективный план работы по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

(О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», О. А. Соломенникова

«Ознакомление с природой в детском саду», Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина.

«Безопасность.»)

Сентябрь

Предметное окружение

Тема: «Предметы, облегчающие труд человека в быту».

Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; их назначении. Обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением стр. 20.

Социальное окружение

Тема: «Моя семья».

Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением стр. 22.

Ознакомление

с природой

Тема: «Во саду ли, в огороде». Расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах; учить узнавать их и правильно называть их. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них. Расширять представления о способах ухода за растениями. Формировать желание делиться впечатлениями. О. А. Соломенникова

Ознакомление с природой в детском саду. стр. 36.

Безопасность.

Тема: «Здоровая пища». Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания- еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина.

Безопасность. стр. 104.

Октябрь

Предметное Окружение

Тема: «Что предмет расскажет о себе». Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением стр. 24.

Социальное окружение.

Тема: «О дружбе и друзьях».

Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением стр. 25.

Ознакомление с природой

Тема: «Берегите животных».

Расширять представления о многообразии животного мира. Закреплять знания о животных родного края. Расширять представления о взаимосвязи животных со средой обитания. Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы. Дать элементарные представления о способах охраны животных. О. А. Соломенникова

Ознакомление с природой в детском саду. стр. 41.

Безопасность.

Тема: «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды».

Научить детей различать грибы (съедобные и несъедобные) по внешнему виду. Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина.

Безопасность. Стр. 77.

Ноябрь

Предметное окружение

Тема: «Коллекционер бумаги».

Расширять представления детей о разных видах бумаги и её качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением стр. 27.

Социальное окружение.

Тема: «Детский сад». Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так. Показать общественную значимость детского сада. Сотрудников детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением стр. 28.

Ознакомление с природой

Тема: «Пернатые друзья».

Формировать представления о зимующих и перелётных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность, желание заботиться о птицах. О. А. Соломенникова

Ознакомление с природой в детском

саду. стр. 49.

Безопасность.

Тема: «Опасные ситуации с незнакомыми людьми». Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина.

Безопасность. Стр. 46.

Декабрь

Предметное окружение

Тема: «Наряд куклы Тани». Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства; побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. стр. 31.

Социальное окружение.

Тема: «Игры во дворе». Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с номером телефона 03. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. стр. 32.

Ознакомление с природой

Тема: «Как животные помогают человеку». Расширять представления детей о животных разных стран и континентов. Способствовать формированию представлений о том, как животные могут помогать человеку. Развивать любознательность, познавательную активность. Расширять словарный запас. О. А. Соломенникова

Ознакомление с природой в детском саду. стр. 55.

Безопасность.

Тема:«Здоровье и болезнь» Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина.

Безопасность. Стр. 97.

Январь

Предметное окружение

Тема: «В мире метала». Знакомить детей со свойствами и качествами метала. Учить находить металлические предметы в ближайшем окружении. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. стр. 34.

Социальное окружение.

Тема: «В гостях у кастелянши». Познакомить детей с деловыми и личностными качествами кастелянши. Подвести к пониманию целостного образа кастелянши. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к ней. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. стр. 35.

Ознакомление с природой

Тема: «Зимние явления в природе». Расширять представления о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас. Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество. О. А. Соломенникова

Ознакомление с природой в детском саду. стр. 57.

Безопасность.

Тема: «Внешность человека может быть обманчива». Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина.

Безопасность. Стр. 40.

Февраль

Предметное окружение

Тема: «Песня колокольчика». Закреплять знания о стекле, металле, дереве; их свойствах. Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. стр. 37.

Социальное окружение.

Тема: «Российская армия». Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. стр. 38.

Ознакомление с природой

Тема: «Цветы для мамы». Расширять знания о многообразии комнатных растений. Развивать познавательный интерес к природе на примере знакомства с комнатными растениями. Дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом. Учить высаживать рассаду комнатных растений. Формировать заботливое и внимательное отношение к близким людям, позитивное отношение к труду. О. А. Соломенникова

Ознакомление с природой в детском саду. стр. 62.

Безопасность.

Тема: «Пожар». Познакомить детей с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина.

Безопасность. Стр. 61.

Март

Предметное окружение

Тема: «Путешествие в прошлое лампочки». Познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать интерес к прошлому этого предмета. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. стр. 41.

Социальное окружение.

Тема: «В гостях у художника». Формировать представления об общественной значимости труда художника, его необходимости, показать, что продукты его труда отражают чувства, личностные качества, интересы. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. стр. 43.

Ознакомление с природой

Тема: «Водные ресурсы земли». Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озёра, реки, моря и т. д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений. О. А. Соломенникова

Ознакомление с природой в детском саду. стр. 69.

Безопасность.

Тема: «Безопасное поведение на улице». Научить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина.

Безопасность. Стр. 127.

Апрель

Предметное окружение

Тема: «Путешествие в прошлое пылесоса». Вызвать интерес к прошлому предметов; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создаёт разные приспособления для облегчения труда. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. стр. 45.

Социальное окружение.

Тема: «Россия -огромная страна». Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия, в ней много городов, сёл. Познакомить с Москвой – главным городом, столицей нашей Родины, её достопримечательностями. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. стр. 46.

Ознакомление с природой

Тема: «Леса и луга нашей родины». Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга. Расширять представления о взаимосвязи растительного и животного мира. Развивать познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к природе. О. А. Соломенникова

Ознакомление с природой в детском саду. стр. 71.

Безопасность.

Тема: «Дорожные знаки». Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина.

Безопасность. Стр. 117.

Май 1 неделя

Предметное окружение

Тема: «Путешествие в прошлое телефона». Познакомить детей с историей изобретения и совершенствования телефона. Учить составлять алгоритмы. Развивать логическое мышление, сообразительность. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. стр. 49.

Социальное окружение.

Тема: «Профессия – актёр». Познакомить детей с творческой профессией актёра театра. Дать представления о том, что актёрами становятся талантливые люди, которые могут сыграть любую роль в театре, кино, на эстраде. Рассказать о деловых иличностных качествах представителей этой творческой профессии, её необходимости для людей. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. стр. 50.

Ознакомление с природой

Тема:«Природный материал – песок, глина, камни». Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать их для своих нужд. Формировать умение исследовать свойства природных материалов. Развивать познавательный интерес. О. А. Соломенникова

Ознакомление с природой в детском саду. стр. 74.

Безопасность.

Тема: «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живёшь?». Дети должны запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которыепомогут найти их место жительства. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина.

Безопасность. Стр. 130.

Статьи по теме: