Программа духовно нравственное воспитание для младших школьников. Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
В современной психолого-педагогической литературе описаны несколько подходов к моделированию и реализации нравственного процесса воспитания:
- 1). И.С. Марьенко (1987), Е.В. Бондаревская (1998), В.А. Караковский - предлагают нравственное воспитание реализовать через приобщение к искусству, живописи, музыке, театру, а также через творческую деятельность. В научной литературе этот подход называют культурологическим. Правда, есть и другие мнения по использованию указанного подхода. Так, О.С. Газман (1995, 1997) подчеркивает, что при этом подходе реализуется лишь учебно - познавательный аспект, но «затушевывается» воспитательное воздействие.
- 2). Основу содержания воспитания, по мнению О.С. Газмана, может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)». Центральное звено базовой культуры - культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности). Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании самоценности человеческой жизни, индивидуальности, самобытности ее процесса, смысла деятельности, в понимании человека как вершины эволюции. Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение ценностей такого порядка, как Родина, народовластие, демократия, гласность, правовое государство, семья, труд, гражданская ответственность. Самоопределение в сфере «Природа» может строиться через осознание себя как части природы и через природосообразное совершенствование себя (здоровья, эстетического начала, духовных устремлений). «Ноосфера» (продукты человеческой деятельности) как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно - технического прогресса, освоение учащимися мира духовной культуры во всем ее многообразии, т.е. формирование гражданского отношения к историческим, духовным, нравственным завоеваниям человечества.
- 3). Нравственное воспитание должно реализовываться через развитие образно-эмоциональной сферы.
- 4). Нравственное воспитание должно реализовываться через оценку развития знаний, умений и навыков (Л.И. Маленкова), что является одновременно и критерием гармоничности и нравственного развития, а также объектом внешнего управления процессом становления личности.
- 5). Н.А. Соловьева (2000 г.) предлагает следующие пути и критерии определения уровней нравственной воспитанности: наличие целостного мировоззрения, внутренней свободы, адекватной самооценки, стремление к самореализации, успешность в ведущей деятельности.
- 6). Н.Е. Щуркова считает, что «воспитание присутствует там, и только там, где присутствует отношение». Отношения к жизни и ценностям человеческой жизни придают факту существования человека определенный смысл, окрашивают личностным смыслом содержание его жизни и отдельные эпизодические моменты жизни; жизнь, наполненная смыслом, расценивается человеком как счастливая жизнь. Формирование способности быть счастливым подразумевает одновременное наделение воспитанников умениями саморегуляции, самоконтроля, самооценки и самовоспитания. «Лучший способ развить букет достойных качеств - содействовать развитию способности человека быть счастливым».
Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом - педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека .
Автор данной концепции исключает «формирующую», «воздействующую» позицию воспитателя. За ним не признается права воздействовать, формировать и тем более формовать ученика. Формируется образ жизни, создаются условия для восхождения ребенка к культуре. И главное из этих условий - учитель - воспитатель как «предъявитель культуры». В этом определении воспитания заложен принцип субъектности, ориентирующий всех субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции, на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество.
Такое понимание сущности воспитания позволяет автору концепции соответственно формулировать цель и принципы воспитательного процесса.
По мнению Н.Е. Щурковой, цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
Другим целевым блоком в данной концепции является моральная составляющая цели воспитания. Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным (homo moralis). По сути, это духовный стержень личности. Личность предстает как носитель блага, добра, к тому же преисполненная энергией творить добро.
Наконец, творческая составляющая. Человек - существо созидательное, обладающее способностью творить нечто чего не создала природа (homo creatus - человек творческий или homo faber - человек созидающий).
Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. И только в случае достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У той жизни, как уже отмечалось, есть три основания - истина, добро и красота.
Другими словами, жизнь, достойная Человека, - эта жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте. Она предоставляет человеку возможность обрести свою родовую человеческую сущность: реализовать себя как homo sapiens, осуществить в себе способность быть homo creatus, проявить себя как homo moralis.
Философическое воспитание - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни» .
Только философическое воспитание может содействовать становления субъекта поступка («поступания», по М.М. Бахтину), субъекта жизни, т.е. личности, способной к самостоятельному выбору жизненной позиции и отдающей себе отчет в том, какую жизнь она предпочитает.
Субъект - это хозяин и распорядитель собственной жизни. Философическое воспитание предполагает формирование понятий и представлений о такой жизни, которая достойна Человека, добродетельного и волевого. Но оно возможно там и тогда, когда всей жизнедеятельности школьников удалось обеспечить философическую направленность.
Н.Е. Щуркова называет пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания.
Первое - обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.
Второе - предъявление социально - культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и.глубоком значении».
Третье направление - находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют их духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, ценностному отношению к ней, постоянно ставя воспитанников в ситуацию нравственного выбора. В повседневной жизни в со - бытии со школьниками педагог использует все способы и поводы для акцентирования внимания детей на форме ценностного отношения к жизни, увлекая и обучая детей одновременно.
Четвертое - упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Это организация всей жизни школьников, в которой дети постоянно и осмысленно вступают в реальные отношения с ценностями и видят за каждым предметом и явлением человека. Это путь от сознания к сердцу, а от сердца снова к сознанию.
Пятое направление - это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия .
Диалогическое воспитание - это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т. д. Педагог научает детей размышлять над собственными ощущениями, переживаниями, мыслями, действиями.
Этическое воспитание - при осуществлении которого педагог принимает воспитанника как данность и, в свою очередь, ребенок тоже принимает учителя как данность т.е. выстраивается взаимодействие «человек - человек». В процессе этического воспитания ребенка приучают к мысли, что у него есть всего два запрета: нельзя посягать на другого и нельзя не работать.
Чтобы процесс формирования образа жизни, достойной Человека, осуществлялся целенаправленно и эффективно, Н. Е. Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности Программу воспитания школьника, включающую следующие задачи - доминанты:
формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;
формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни;
формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;
формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;
формирование образа жизни, достойной Человека;
формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути .
Механизм формирования образа жизни, достойной Человека. Н.Е. Щуркова указывает на постепенное, пошаговое движение, т. к. считает, что способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, что выливается в жизненный опыт.
первый шаг - формирование отношения к Природе как общему дому человечества (1 класс);
вторая ступень - осмысление и принятие общечеловеческих ценностей и норм культурной жизни.
Учащиеся 2 - 4 классов, считает Н.Е. Щуркова, в состоянии понять: если я несу людям своими словами и поступками истину, добро и красоту, значит, я следую нормам культурной жизни.
Программу «Азбука нравственности» разработала группа учёных: Э.Козлов (заведующий лабораторией нравственного образования Института содержания и методов обучения РАО, кандидат педагогических наук, доцент), В.И. Петров, И.С. Хомяков .
Руководитель данной работы говорит, что эффективная организация воспитательного процесса невозможна без сообщения школьникам базовых моральных знаний и усвоения ими основ нравственности, которую К.Д. Ушинский считал золотой оправой общего среднего образования. Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся и, конечно же, разработки его иного содержания в самой школе.
Одним из таких подходов к формированию моральной стороны личности школьника и его нравственного сознания является забота о его систематическом нравственном образовании в течение всего периода обучения в школе (с I по XI класс).
В научно-исследовательской лаборатории нравственного образования Института содержания и методов обучения в школе Российской академии образования разработана система обязательного нравственного непрерывного образования всех школьников с I по XI (XII) класс как новый системообразующий компонент общего среднего образования. Для каждой ступени средней общеобразовательной школы (начальной, основной и полной) впервые полностью подготовлены и доработаны учебные программы специальных занятий по основам морали в соответствии с возрастом: «Азбука нравственности» (I--IV классы), «Нравственная грамматика» (V-1X классы), «Основы морали» (IX, X--XI (XII) классы). Завершена разработка учебно-методических комплектов (трех уровней) с I по XI (XII) класс для проведения этих занятий: методические разработки по темам для учителей, рабочие тетради и книги для чтения для учащихся. Все эти программы и пособия прошли 5-7-летнюю экспериментальную проверку и апробацию в ряде школ и средних учебных заведений Москвы и областей Российской Федерации в рамках самостоятельных учебных курсов регионального и школьного компонентов, а также частично в рамках интегрированных курсов «Окружающий мир», граждановедения и обществознания,- неотъемлемой частью которых является мораль, а также в процессе проведения классных часов, внеклассной работы и дополнительного образования.
Психолого-педагогические исследования показывают, что развитие у ребенка нравственных представлений является основой осмысленного поведения, построения отношений как со сверстниками, так и со взрослыми.
Начальный этап нравственного образования строится на ведущем педагогическом принципе гуманизма. Нормы морали, господствующие в обществе, трансформируются в правила, доступные и понятные детям, призванные служить им в качестве руководства к действию, основы для выбора тех или иных форм поведения.
Для каждой ступени начального этапа обучения разработана программа, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности детей. Данный предмет предполагает также обобщение, систематизацию, интеграцию материала, который можно найти в содержании разных учебных дисциплин, включает и практические задания, основанные на наблюдениях за поведением детей, манерой их общения. Безусловно, учащиеся I класса уже имеют определенный уровень нравственного развития. Но, попадая в новую, непривычную для них среду, они в первую очередь ориентируются на учителя, обращают пристальное внимание на его поведение, манеру общения, замечания. Поэтому в начальной школе особенно велико значение личности учителя, его профессиональной компетентности.
Школьники первого года обучения отличаются своими психологическими особенностями: эмоциональностью, преобладанием наглядно-образного мышления, его конкретностью. В этом возрасте уместно говорить о формировании у детей прежде всего нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил.
Урок в I классе должен быть эмоциональным, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать наглядность. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Если ребенок не выполнит задания, то порицать его строго не следует (так же, как и ставить двойки), главное -- отметить тех, кто домашнюю работу принес или выполнил. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в работе и обсуждениях. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель подобных уроков -- сформировать у детей отношение к своему поведению, представления об определенных нравственных понятиях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.
Программу «Этическая грамматика» разработала Шемшурина А., кандидат педагогических наук.
Для каждого класса А.И. Шемшурина предлагает программу и поурочные методические разработки. Занятия проводятся один раза в неделю по 35 мин. каждые. Их содержание строится по концентрическому принципу. Оно углубляется и расширяется с возрастом учащихся.
Если учитель, систематически проводит уроки этической грамматики, то он добьётся у детей того, что постепенно у них формируется привычка морального самоконтроля, в коллективе утверждается доброжелательная атмосфера, накапливается опыт предотвращения конфликтных ситуаций, нравственного выхода из случившихся конфликтов. Работа с детьми в этом направлении изменяет и самого учителя: побуждает его оптимистически взглянуть на ребенка, доброжелательно и уважительно относиться к каждому ученику.
Способствует этому и осуществляемая повседневно методика этического заряда, являющаяся неотъемлемой частью работы учителя. В чем ее сущность? Учитель начинает учебный день, высказывая детям уверенность, что они будут доброжелательны друг к друг, внимательны и уступчивы, постараются никого не обижать, что в классе не возникнет конфликтных ситуаций. Высказав такое напутствие, учитель и сам настраивается на понимание и расположенность к детям.
В таком же ключе заканчивается день. Перед тем, как дети отправятся по домам, учитель проводит этическую пятиминутку.
Анализируя возникшие конфликты, педагог учит ребят находить пути выхода из них, а также их предотвращения в дальнейшем. Учащиеся с помощью педагога пытаются разобраться, как можно было избежать нежелательной ситуации и что сделать, чтобы конфликтующие стороны примирились и никто не ушел домой обиженным. Опыт показывает, что дети успешно находят способы решения споров и испытывают большое удовлетворение от этого.
Чтобы связать уроки этической грамматики, методические приемы «этический заряд» и «моральная пятиминутка» с внеурочной деятель-ностью, создается «школа вежливости». Ее занятия проводятся в форме театрализованного представления-диалога один раз в месяц. Готовят представление классные коллективы по очереди, а учащиеся-зрители, анализируя ситуации, участвуют в разрешении нравственных конфликтов. Они вспоминают пословицы, поговорки, тренируются в различных формах этического поведения. На каждом таком представлении специальными знакамл-медальками отмечаются классы и отдельные ученики, ярче других проявившие свою воспитанность.
Учителям, желающим включить в свою деятельность уроки этической грамматики, предлагается включить программу занятий в I -- III классах.
Первый раздел этической грамматики (всего их четыре - по одному на каждую четверть учебного гола) посвящен основам этики общения. Его педагогическая задача - воспитать у школьников уважение, доброжелательность по отношению к людям. Вспомним слова К.Д. Ушинского о том, что добрая привычка - это нравственный капитал, который растет беспрестанно, процентами с него человек пользуется всю жизнь.
Второй раздел курса посвящен этикету. Дети знакомятся с правилами поведения в гостях, в театре, в транспорте, узнают о том, в каких формах должны проявлять внимание младшие к старшим, мальчики к девочкам. Овладение нормами этической культуры пробуждает у школьника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.
Третий раздел курса включает в себя ознакомление детей с нормами этики в отношениях с окружающими - в семье, с соседями и т. д. У школьников укрепляется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, воспитывается самоуважение, чувство собственного достоинства.
Четвертый раздел посвящен этике отношений и школьном коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации. проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки.
Уроки проходят и увлекательной форме, они эмоциональны, методически разнообразны. Дети играют, поют, ставят маленькие театральные сценки, состязаются о танин пословиц. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.
Если говорить о результатах проведенного анализа в более общем плане, то в целом они совпали с выводами ученых-дидактов, касающимися принципиальных недочетов в содержании образования, в том числе его гуманистического аспекта. (Лернер, 1993, C. 3-8). Это следующие выводы.
- 1. Все содержание образования в начальной школе не имеет достаточно системно разработанного теоретического обоснования. Оно строится, главным образом, на традициях и эмпирическом опыте.
- 2. Второй недочет состоит в неполноте материала, в недостатке представленного в нем т.н. внепредметного содержания, обеспечивающего соответствующие средства усвоения учебного предмета. (К таким знаниям относятся логические, методологические, философские, историко-научные, оценочные знания и знания из других учебных дисциплин).
- 3. Содержание образования почти не ориентировано на развитие творческих потенций и формирование у учащихся ценностного отношения.
- 4. Базовое содержание не проработано с точки зрения гуманистической ориентации всего образования, авторы программ и учебников каждый по - своему понимают и пытаются решить эту проблему.
- 5. Имеет место серьезная перегрузка программ усложненным, объемным материалом, ориентированным на высшие учебные заведения, при явной недогруженности его историческими, общекультурными сведениями.
- 6. Наблюдается диспропорция между формально-рациональным и ценностно-эмоциональным началом при общей перегруженности программ.
- 7. Поставленные в "Пояснительных записках" к программам общегуманитарные задачи не обеспечиваются содержательно, не прослеживается их связь общегуманитарными требованиями, содержащимися в "Требованиях к уровню подготовки".
Вместе с тем, в содержании программ и учебников представлен целый комплекс ценностей, которые могут формировать и стимулировать развитие духовных потребностей учащихся- подростков. Это следующие ценности:
- - стремление к истине;
- - социальное благополучие общества;
- - социальная справедливость;
- - гуманистические и нравственные ценности;
- - ценность знания;
- - уважение к талантам и умельцам;
- - достоинство личности;
- - ценность личности;
- - здоровье личности и людей, ее окружающих;
- - сохранность природы;
- - социальная активность личности;
- - нравственное здоровье личности, коллектива и общества;
- - ценность других народов, их особенностей и культуры;
- - патриотизм;
- - национальная история и культура;
- - ценность творчества;
- - ценность традиций и ряд других.
Программа нравственного воспитания младших школьников
«Я в мире, мир во мне»
Калинина Наталья Владимировна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Нравственность - понятие, характеризующее и общество в целом, и личность. Сколько бы ни говорили о современном кризисе нравственности, не стоит забывать о том, что общество - это совокупность личностей. Только личность ценой собственных усилий может добиться успехов в нравственном самовоспитании, а учитель, семья - помочь в этом. Понятие “нравственное воспитание” пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Анализ опыта В.А. Сухомлинского, разработавшего воспитательную систему о всестороннем развитии личности, даёт основания утверждать, что сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных качеств личности.
После разрушения системы воспитания, в обломках которой исчезли пионеры и октябрята, наступило время раздумий и поисков. Целью воспитания становится решение тех проблем, которые должен решить человек, чтобы найти своё место в жизни.
Современной школе больше подходит название школы Знаний, так как в центре ее обучение, которое подчас затмевает вопросы нравственности. В итоге выросло поколение, испытывающее дефицит духовности, морали.
Из выше сказанного следует, что необходима программа, посредством которой можно было постепенно знакомить ребенка с нормами нравственности, развивать качества личности, необходимые для жизни в современном обществе. Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Выявление и использование этих резервов - одна из тех задач, которые ставит перед собой учитель.
Программа “Я в мире, мир во мне” имеет следующие положительные моменты:
Помогает в планировании работы классного руководителя;
Осуществляет взаимосвязь “ступеней роста” детей;
Учитывает возрастные особенности;
Предполагает использование различных форм и методов работы;
Помогает построить работу комплексно и целенаправленно;
Дает возможность прослеживать происходящие изменения в нравственном становлении ученика.
Программа разделена на блоки. Блок - поэтапное овладение знаниями, умениями и навыками на определенном этапе. Каждый блок достаточно независим, но, дополняя друг друга, складывается целостная система.
По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы все более углубляется и расширяется.
Постепенно, шаг за шагом, переходя от простых задач к более сложным, дети будут учиться видеть себя со стороны, познавать своё “Я”.
I блок (1-й класс) “Учусь общаться”
2. Задачи.
Воспитание качеств личности, определяющих в повседневном поведении детей отношение к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому); осуществление взаимосвязи моральных представлений, полученных при реализации программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения.
Сегодня очень важен вопрос формирования умения межличностного общения. Семилетний ребёнок затрудняется в выборе форм приветствия, прощания, не знает, как вести себя во время разговора, не может умело пользоваться громкостью, темпом речи. Основное содержание проблемы: вежливое общение - основа отношений в коллективе детей.
4. Формы реализации направления “Учусь общаться”:
викторины,
игры-путешествия,
конкурсы чтецов,
конкурсы рисунков.
6. Тематика занятий.
Употребление различных форм приветствия.
Употребление различных форм прощания.
Как нужно вести себя во время разговора.
Разговор по телефону.
Словесные формы обращения с просьбой.
Слова благодарности.
Употребление различных форм словесной вежливости.
Словарные игры.
Весёлая викторина (активизация знаний по умению обращаться с просьбой, словами благодарности, приветствия, прощания).
Темп, громкость речи.
Мимика и жесты.
Тон как средство выразительности собственной речи.
Самое беспокойное слово на свете.
Обманчивое “Потому”.
Поздравление. Приглашение.
Объясняем и доказываем.
Игра-путешествие “Город Вежливости”.
7. Предполагаемый результат.
выражать слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;
правильно вести себя во время разговора;
правильно разговаривать по телефону;
умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;
вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.
II блок (2-й класс) “Учусь понимать себя”
2. Задачи.
Расширять представления детей о своих физиологических и психологических особенностях. Учить контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.
Я - часть природы, моя жизнь - дар природы. Черты характера человека. Самопознание - это открытие себя, своего характера, способностей.
4. Формы реализации направления “Учусь понимать себя”:
игра-доказательство;
игра-загадка;
художественный салон.
5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.
6. Тематика занятий.
Мой режим дня.
Как я расту.
Что я знаю о себе.
Моё настроение.
Как я познаю мир.
Мои чувства.
Как изменить настроение.
Мои поступки.
Мои привычки.
Для чего человеку зеркало?
Надо ли человеку быть красивым?
Человек красен статью.
Кто я? Какой я?
Игра-доказательство “Суд над пороками людей”.
- “Расскажи мне обо мне”.
Тест “Добрый ли ты человек?”
Игра-загадка “Твои поступки”.
7. Предполагаемый результат:
понимание ценностей человеческой жизни;
уважение человеческого достоинства;
осознание чувства собственного достоинства;
формирование самодисциплины.
III блок (3-й класс) “Учусь понимать других”
Проявление любви к родителям, родственникам, забота о них.
Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить, здесь формируются необходимые человеческие качества.
2. Задачи.
Помочь детям приобрести опыт общения с людьми. Научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать.
Ученик и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Младший школьник в семье. Поведение и действия достойного сына, дочери.
4. Формы реализации направления “Учусь понимать других”:
Конкурс знатоков;
День добрых сюрпризов;
Конкурс рисунков;
Смотр талантов.
5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.
6. Тематика занятий.
Что изменилось за год (физические данные, режим дня, работоспособность).
Как научиться разговаривать с людьми (знакомство, предложение, отказ, согласие).
Как научиться разговаривать с людьми (попросить помощь, предложить помощь, сочувствие, похвалить, поддержать).
Как научиться преодолевать трудности вместе.
Как понять друг друга без слов.
Для чего нужна улыбка.
Умеешь ли ты дружить.
Конкурс знатоков.
Служение другим людям.
Встречают по одёжке.
Как выразить привязанность.
Как сотрудничать, делиться, соблюдать очерёдность.
Нужно уважать и слушать родителей.
Загляните в мамины глаза.
Игра с последующей рефлексией “Брать и давать”.
Диспут “Надо ли любить всех?”
День добрых сюрпризов.
7. Предполагаемый результат:
приобретение опыта общения с людьми;
проявление сильных сторон характера;
выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;
осознание роли сына или дочери, которые помогают старшим, берегут покой родителей, заботятся о своей семье.
IV блок (4-й класс) “Я среди людей”
2. Задачи.
Учит равноправному общению и взаимоотношениям, когда человек, считаясь с интересами других, умеет отстоять свои собственные интересы. Учить сочувствию и милосердию, умению находить выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли и характер, открывать путь ребёнку к собственному “Я”.
Очень важен вопрос осознания себя, как человека, от которого в будущем будет зависеть судьба страны. В наше время очень важно научить ребёнка не теряться в сложных жизненных ситуациях, когда на первый план выходят сила воли и твёрдость характера.
4. Формы реализации направления “Я среди людей”:
Творческий конкурс;
Игра с последующей рефлексией;
Игра-путешествие;
Письмо самому себе;
Игровое моделирование;
Тестирование.
5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.
6. Тематика занятий.
Что вы знаете друг о друге.
Диспут “Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?”.
Диспут “Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективистом?”.
Игра “Школа, которую мы строим”.
- “Расскажи мне о себе”.
Кто твой друг?
Чтобы иметь друга, надо быть им.
Как помириться после ссоры.
Напиши письмо самому себе (самоисповедь).
Какой у тебя характер.
Как воспитать характер.
Как сказать “нет” и отстоять своё мнение.
Игра с последующей рефлексией “Слепой и поводырь”.
Твой самый решительный поступок в жизни.
Всё проходит, всё остаётся.
Конкурс сочинений “Что значит быть человеком?”.
Игра-путешествие “Я в мире, мир во мне”.
7. Предполагаемый результат.
Учащиеся должны знать и уметь:
равноправно общаться, считаясь с интересами других;
отстоять своё мнение;
проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;
расширять круг интересов, способностей и увлечений;
самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.
Литература:
1. Безруких М.М. “Все цвета, кроме черного” Москва “Вентана - граф” 2007.
2. Журнал “Народное образование” №2 / 2002 год.
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознателъное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Н.И. Пирогов
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы» (Игумен Евмений. Духовность как ответственность).
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. В процессе работы над программой мы познакомились с опытом работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников, сложившимся в последние годы в разных регионах России.
Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может быть священник.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.
Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.
Цели программы
1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Самарского края, России.
3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.
Задачи программы
1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами право славной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
Основные принципы программы
I. Принципы духовно-нравственного воспитания.
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»),
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном пони мании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).
II. Принципы отбора содержания образования.
Научность и каноничность
(сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
Учет требований типовых программ.
Многоуровневостъ
(показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
III. Принципы организации занятий.
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
Основные характеристики деятельности
1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
2. Изложение материала рассчитано на три года. В первый год дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете. Во второй - проводится работа по закреплению имеющихся знаний. Третий год обучения предполагает обобщение и систематизацию полученной информации.
Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время
чтения педагогом рассказов;
экскурсий в картинную галерею;
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
экскурсий по городу, целевых прогулок;
моделирования сказок.
чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
сообщения дополнительного материала воспитателем;
загадывания загадок;
рассматривания наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
чтения литературных произведений родителями.
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
оформить коллекцию семян для занятия;
сшить кукол к сказкам;
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
провести экскурсии различной направленности;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
Проведение совместных праздников.
Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).
Детская благотворительность.
Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
Творческие вечера.
Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.
Формы работы с родителями:
родительские собрания на духовно-нравственные темы;
лекторий для родителей;
открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
вечера вопросов и ответов;
проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТОО);
факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
индивидуальные консультации специалистов;
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
экскурсии;
визиты домой;
индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;
помощь родителей школе (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Предлагаемый нами курс включает занятия следующих циклов: «Мир вокруг нас»; «Дерево добра»; «Край, в котором ты живешь»; «История в архитектурных памятниках»; «О чем рассказывает крепость?»; «О чем поет колокол?»; «Православная Россия в лицах»; «Православная культура»; «Хозяева и хозяюшки».
«Мир вокруг нас» - 7 часов
Занятия данного блока открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка.
Тематика занятий: «Рукотворный и нерукотворный мир»; «Земля, космос природные явления»; «Разнообразие животного мира»; «Многообразие растений»; «Зачем птице крылья?»; «Зачем нужна вода?»; "Если бы не было воздуха" «Мир - наш дом»; "Умеем ли мы видеть" "Питание, отдых, здоровье, болезни" «Жизнь человека»; «Времена года - весна»; «Времена года - лето»; «Времена года - осень»; «Времена года - зима»; "Рыбы" «Насекомые»; «Пресмыкающиеся, земно водные».
«Дерево добра» - 7 часов
«... дерево доброе приносит и плоды добрые...».
Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 17
Занятия данного цикла на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков. Основные задачи занятий: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.
Тематика занятий: "Добро и зло: справедливость", «Мать и дитя»; «Семья, дом»; «Святые семьи»; "Послушание и непослушание" «Братья и сестры»; "О дружбе и друзьях" верность»; «Кто мой ближний?»; "Жадность и щедрость"; «Правда и ложь»; «Как мы ходим в гости?»; «Имя»; «Родина»; "Совесть"; «Благодарность»; «Порядочность»; «Вечность»; «Воздержание, терпение»; «Талант»; "Осуждение, смирение" «Зависть»; "Милосердие, сочувствие" «Трудолюбие»; «Чистое сердце»; "Память"; «Предательство»; "Прощение"; «Скромность»; «О дружбе мальчиков и девочек»; «Храбрость и трусость»; «Добрые слова и добрые дела»; «Книги - наши друзья»; «Бедность и богатство».
«Край, в котором ты живешь», «История в архитектурных памятниках», «О чем поет колокол?», «Православная Россия в лицах» - 7 часов
Занятия данных циклов знакомят детей с родным краем (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.
Основные задачи циклов: воспитывать чувства любви к своему городу, своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое Самарского края, русского государства.
Тематика занятий цикла «Край, в котором ты живешь» : «История возникновения родного села»; «Герб города Похвистнево»; «Улицы и здания города»; «Парки города»; «Памятники города»; «Город - село».
Тематика занятий цикла «История в архитектурных памятниках» : храмы и соборы (края, в котором мы живем).
Тематика занятий цикла «О чем поет колокол?»: «Для чего нужны колокола?»; «Откуда колокол пришел?»; «Колокола-гиганты»; «Как льют колокол?»; «Имена и судьбы колоколов»; «Форма колокола»; «Колокольные звоны»; «Страницы истории»; «Колокола и их судьбы».
Тематика занятий цикла «Православная Россия в лицах»: «Наши предки. Крещение Руси» («Откуда пошла земля русская?», «Святая равноапостольная княгиня Ольга», «Святой равноапостольный князь Владимир», «Святые князья Борис и Глеб», «Святой князь Владимир Мономах», «Святой блаженный Василий», «Святой преподобный Нестор», «Святые Антоний и Феодосии Киево-Печерские»). «Святые покровители г. Печоры» («Святой преподобномученик Корнилий», «Святой преподобный Марк», «Святой преподобный Иона», «Святая праведная Васса», «Святой преподобный Лазарь»).
«Их почитают на Руси» (святые великомученики, блаженные, преподобные, старцы, патриархи).
«Православная культура» - 6 часов
Занятия данного цикла знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.
Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.
Тематика занятий: «Рождество Христово»; «Крещение»; «Сретение»; «Благовещение»; «Вербное воскресение»; «Пасха»; «Вознесение»; «Троицын День»; «Преображение»; «Воздвижение Креста»; «Рождество Богородицы»; «Введение во Храм»; «Успение»; «Покров»; «Иконография».
«Хозяева и хозяюшки» - 6часов
На занятиях данного блока дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.
Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.
Формы работы
1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов).
2) Знакомство с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Проведение совместных с родителями праздников, семейные театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга, благотворительные акции.
3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.
4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованно-дидактических игр.
5) Знакомство с русскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.
Предполагаемый результат
Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.
Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
Потребность и готовность проявлять сострадание и сострадание.
Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
Деятельное отношение к труду.
Ответственность за свои дела и поступки.
В основе программы духовно-нравственного воспитания лежат методические рекомендации Мышкиной М.С., Нестеренко Л.П., Семёновой Н.А., Соколовой Г.И. «Православная радуга». СИПКРО. Самара, 2006
Тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема занятия |
Мир вокруг нас – 7ч. |
||
1 |
Рукотворный и нерукотворный мир. Земля, космос. Природные явления. Разнообразие животного мира. Многообразие растений. Зачем птице крылья? Зачем нужна вода? Мир - наш мир. |
|
Дерево добра – 7 ч. |
||
8 |
Добро и зло. Справедливость. Мать и дитя. Семья, дом. Святые семьи. Послушание и непослушание. Добрые слова и добрые дела. Книги - наши друзья.
|
|
Край, в котором ты живёшь – 7 ч. |
||
15 |
История возникновения родного села. Герб города Похвистнево. Улицы и здания города. Парки города. Памятники города. Город-село. Храмы и соборы края, в котором мы живем.
|
|
Православная культура – 6 ч. |
||
22 |
Детская Библия в картинках. Православные праздники. Православные праздники. История в архитектуре, памятниках. О чём поёт колокол? Православная Россия в лицах. |
|
Хозяева и хозяюшки - 6ч. |
||
28 |
Изучение внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта, утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов. Знакомство с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Знакомство с русским народным творчеством. Знакомство с русскими народными подвижными играми. Русские сувениры. |
ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
младших школьников
Программа духовно-нравственного развития и воспитания создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Школа 2100» (авторы Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова), и Программы развития МОУ СОШ с. Бычиха Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Программа – это документ максимально практический. Его предназначение – помочь педагогу в реализации воспитательного процесса, т.е. действий, направленных на развитие личности ученика, его внутреннего мира. Повышение качества жизни населения, повышение социальной устойчивости и справедливости в обществе не могут быть достигнуты лишь экономическими методами. Одним из важнейших ресурсов в данном вопросе является возрождение национального самосознания и сохранение национальной идентичности, духовных и нравственных ценностей, без которых невозможна стабильность социальной жизни общества. Ведь не секрет, что для сегодняшнего российского общества характерно наличие таких негативных явлений как отсутствие нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа. В современном обществе возрастает роль так называемого «человеческого капитала», в связи с чем, необходимо пересмотреть взгляд на образование лишь как на инструмент достижения экономического процветания государства. Важнейшим ресурсом обеспечения«капитала» всегда являлось воспитание, образование и просвещение,которые позволяют в условиях информационной и технократической эпохи сохранять национальные исторические, культурные и духовно-нравственные традиции. Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно – нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно – исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Развитие личности как гражданина России можно проследить по трем основным ступеням: 1) Духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. 2) Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, края. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». 3) Более высокой ступенью духовно – нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций своего народа. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно – нравственного развития личности россиянина, его гражданского и патриотического воспитания . Школьное образование закладывает фундамент развития человеческой личности. Именно в школе закладываются основы патриотизма, верности долгу, позитивные моральные ценности, наряду с гуманистическим мировоззрением и навыками социальной толерантности. Это позволяет обществу, состоящему из граждански зрелых личностей, в дальнейшем добиваться больших успехов. Просвещение в дошкольном и младшем школьном возрасте немыслимо без освоения исторической, духовно-нравственной и региональной специфики российской культуры. Для успешного становления человека, его личности, необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живет. Малая родина – это, прежде всего люди, которые окружают ребенка (семья, школьный коллектив, педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона; культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории. Просвещение неразрывно связано с чувством патриотизма, гордости за свою Родину, что, в свою очередь, невозможно без знания истории государства российского и его символов. Именно через специфику народной культуры следует выстраивать систему воспитания и образования. Важнейшим фактором воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста является взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Сегодня школа часто сталкивается с тем, что желание привлечь родителей к совместному образовательному и воспитательному процессу не находит ответа со стороны родителей. Несомненно, что изменение сложившейся ситуации должно стать одним из элементов общественного просвещения. Настоящая программа определяет основные направления и системообразующие принципы воспитательной работы школы, как инновационного образовательного учебного заведения, реализующего наряду с общеобразовательными программами Министерства образования России, программы дополнительного образования эколого-эстетического направления, комплексно влияющих на изменение философских оснований школы, принципиально меняющих характер педагогических отношений, содержание и формы организации жизни и работы учителя и ученика. Данная программа, ориентируясь на программу развития образовательного учреждения «Российская школа – школа гуманизма, гармонии и красоты», направлена на достижение главной цели – воспитать человека-творца с развитой индивидуальностью, богатыми духовными интересами и запросами, способного понимать и принимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями соотечественников, способного к творческому труду в любом виде деятельности в новых рыночных условиях общественного и индивидуального производства. И реализация Программы развития школы и опытно-экспериментальная работа в статусе краевой экспериментальной площадки по теме: «Интеграция дополнительного и общего образования в условиях общеобразовательной школы» сориентированы на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Полученный опыт показал, что данное направление выбрано верно, и работу по внедрению этих программ необходимо проводить дальше. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ духовно-нравственного развития . Реализация таких направлений образовательно-воспитательного процесса в школе как «Я - эколог», « Я - гражданин», «Здравы будем!» дает прекрасную возможность в урочной деятельности - приобрести опыт учебного взаимодействия (знания о ценностях, оценка и выбор поступков); во внеклассной – приобрести опыт творческого поведения (участие в культурных событиях, культурные практики); во внешкольной - приобрести опыт гражданского поведения (социальные практики, решение общественно - значимых задач). Таким образом,основной целью настоящей программы является - воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Целевые ориентации:
- возрождение традиций русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию как ее носителей и продолжателей; создание системы, основанной на глубоком освоении богатейшего культурного наследия России, повышение уровня знаний школьников о России и одновременно приобщение к лучшим достижениям мировой цивилизации; пробуждение русского национального самосознания, русского национального духовного характера, глубинными чертами которого являются:
- развитие эколого-гуманистического мировоззрения.
- воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
- сформировать представление о базовых национальных ценностях; помочь привести в систему свои взгляды на мир, свое отношение к нему; сориентировать ребенка на необходимость выбора; помочь маленькому человеку самостоятельно делать выбор, опираясь на совесть, как развивающееся нравственное сознание; помочь ребенку принять конкретное правило, идею (ценность), собственный опыт, как важное основание при выборе поступка.
- моделирование ситуаций, требующих нравственного выбора,
когда следование понятным идеям и правилам противоречит обстоятельствам, другим правилам, собственным интересам и т.п. Лишь сознательно моделируя такие ситуации, мы можем планировать то, как будем помогать ребятам делать нравственный выбор, искать выход из затруднительной ситуации. Например, рассаживая ребят для групповой работы, мы можем определить двух лидеров в одну команду, провоцируя определённый конфликт, чтобы в ходе работы помочь ребятам найти выход из таких ситуаций, соблюдая правила вежливости. Или же, отправляясь на экскурсию в музей, можно деликатно предложить любителю граффити сравнить свои произведения с творениями мастеров. Однако сделать это не для того, чтобы унизить или высмеять школьника, а так, чтобы он сам постарался найти общее и различное – увидел бы конфликт между низким и высоким представлением о творчестве. Либо, анализируя какой-либо кинофильм (видеофильм), тактично обратить внимание на речь героя, использующего грубую лексику, предоставить ученику возможность самому найти нравственное решение подобной речевой ситуации (проблемы). осуществление совместно с детьми рефлексии ситуации,
то есть обсуждение и осмысливание действий после их завершения. Здесь помимо разговора о том, что получилось хорошо, а что плохо, необходимо также предлагать ребятам формулировать вывод – как стоит вести себя в дальнейшем. Тогда вместо чтения нотации о правильном поведении мы получим от ребят самостоятельно сформулированную нравственную норму. А то правило, которое придумал и принял сам, исполнять значительно проще и приятнее.
- Хабаровский краевой благотворительный общественный фонд культуры; Дальневосточный Государственный гуманитарный Университет – факультет изобразительных искусств и дизайна; Большехехцирский Государственный природный заповедник; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»; Администрация сельского поселения села Бычиха; Хабаровский Союз Обществ Дружбы; Хабаровская ЕПАРХИЯ; Детские дома г.Хабаровска; Творческий центр «Ладъ»; Журнал «Словесница искусств»; Федерация туристского многоборья, Федерация гребного слалома, Краевой детский центр туризма и экскурсий, центр «Грань», спелеоклуб «Тигрис».
№ | Основные партнеры | Формы взаимодействия |
1. | Хабаровский краевой благотворительный общественный фонд культуры | Знакомство с русским искусством и культурой (выставки, фестивали, конкурсы, концерты), организация и проведение культурно – образовательных программ, реализация детских благотворительных программ и праздников, информационно – просветительская деятельность, проведение мастер – классов. |
2. | Дальневосточный Государственный гуманитарный Университет – факультет изобразительных искусств и дизайна | Совместные культурно – образовательные программы, совместное участие в выставках и фестивалях, деятельность Международной детской художественной школы «Синяя птица», организация и проведение профессиональных практик студентов, участие в грантовых программах «Возвращение Жар – птицы», «Здравствуйте, гости дорогие!». |
3. | Большехехцирский государственный природный заповедник | Экологическое образование, знакомство с уникальной дальневосточной природой (беседы, лекции, экскурсии), профилактика пагубного влияния деятельности человека, защита природоохранных территорий (зеленый десант, совместные акции, плакаты, листовки), участие в экологических праздниках, фестивалях, выставках, конкурсах, совместных проектах и программах «Живи, родник», «День Земли», «Праздник птиц». |
4. | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» | Реализация развивающих воспитательно – образовательных программ дополнительного образования, участие в совместных проектных программах «Здравствуйте, гости дорогие!», «Ладушки», грантовых проектах, информационно – просветительская деятельность. |
5. | Администрация сельского поселения с. Бычиха | Деловое партнерство, организация и проведение сельских праздников, фестивалей, концертов, совместное участие в социальных проектах (в т.ч. грантовых), создание эскизных проектов украшения и оформления села, благоустройство села. |
6. | Хабаровский Союз Обществ Дружбы | Организация и проведение приемов, мастер – классов в рамках совместных программ «Здравствуйте, гости дорогие!», «Добро пожаловать!», информационно – просветительская деятельность. |
7. | Хабаровская ЕПАРХИЯ | Создание и реализация программы духовно – нравственного воспитания детей и молодежи «Моя Святая Русь», участие в выставках, фестивалях, информационно – просветительская работа, творческие связи с воскресной школой Храма святителя Иннокентия Иркутского, Духовной семинарией. |
8. | Детские дома г.Хабаровска | Организация и проведение культурно – образовательных программ, концертов, выставок, информационно – просветительская деятельность, проведение мастер – классов. |
9. | Творческий центр «Ладъ» | Реализация культурно – образовательных программ, организация и проведение выставок, фестивалей, мастер – классов, информационно – просветительская деятельность. |
10. | Журнал «Словесница искусств» | Освещение информационно – просветительской деятельности, совместные статьи по проблемам культурного образования, совместное участие в различных проектах. |
11. | Федерация туристского многоборья, Федерация гребного слалома, Краевой детский центр туризма и экскурсий, центр «Грань», спелеоклуб «Тигрис» | Участие в чемпионатах, соревнованиях, спартакиадах, слетах, спортивных сборах, походах, реализация совместных программ и грантовых проектов «Здравы будем!». |
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы с. Куратово, 2011 г
ПрограммаПрограмма по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников 2010 -2011год
ПрограммаНормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный
Программа духовно-нравственного развития и воспитания (1)
ПрограммаПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Перспектива»
Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Примерная программа6. Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Примерная программаНормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция