Конспект социально коммуникативное занятия старшая группа. Занятие по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию в старшей группе

Название: Конспект по социально – коммуникативному развитию в ДОУ «Наше настроение»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, социально – коммуникативное развитие, Разновозрастная группа от 3 до 6 лет

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 6» «Журавушка»
Месторасположение: город Вилючинск, Камчатский край

НОД по социально – коммуникативному развитию в
разновозрастной группе (старшей, подготовительной)
«Наше настроение».

Воспитатель: Чижова Татьяна Викторовна .

Цели: развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; формировать коммуникативные навыки.

Оборудование: пиктограммы – эмоции на каждого ребёнка, разрезные карточки с различными эмоциями.

Ход занятия.

1 . Ритуал приветствия с помощью мяча (дети сидя в кругу, передают мяч, желая доброго утра друг другу).

2 . Воспитатель : Ребята, когда я иду в детский сад, у меня всегда хорошее, радостное настроение, потому что я знаю, что снова увижу вас, ваши улыбки, красивые, лучистые глаза. Свое настроение я покажу с помощью вот такой карточки (пиктограмма – радость). А с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? Свое настроение я попрошу вас показать с помощью карточек радости или грусти.

Дети выкладывают карточки и говорят, с каким настроением они пришли в детский сад.

Воспитатель: Я вижу по карточкам, что не у всех детей сегодня веселое настроение (педагог просит этих детей назвать причину грустного настроения ). Ребята, скажите, а как можно помочь детям, у которых грустное настроение, чтобы они стали веселыми.

(если все дети показали пиктограмму – радости, то воспитатель предлагает вспомнить случаи, когда дети приходили с грустным настроением.)

Воспитатель: А еще для того, чтобы у нас у всех ещё лучше стало настроение, я предлагаю игру «Зеркало». В нее вы можем даже играть дома со своими родными.

(Дети разбиваются на пары и повторяют движения друг друга, как в зеркале).

3. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас хорошее настроение, а какие мы с вами испытываем при этом чувства.

Дети: Чувства радости, веселья.

Воспитатель: Но не только чувства радости мы с вами можем испытывать, есть ещё чувства волнения, удивления, страха. А в каких ситуациях мы эти чувства испытываем (дети описывают различные ситуации из своей жизни, когда они испытывали эти чувства ).

И сейчас я предлагаю вам подойти к столам, на которых лежат разрезные картинки, собрать их и посмотреть, что у вас получилось. Но я попрошу вас не говорить, какую картинку с чувством вы сложили, а показать его с помощью мимики лица и положением рук.

(для младшего возраста ) (для старшего возраста )

Одни дети показывают, другие угадывают, и объясняют, почему они так думают.

4. Воспитатель предлагает детям вернуться в круг.

Воспитатель: От наших чувств зависит настроение, а ещё наше настроение зависит от того, как мы относимся друг другу, если заботливо и бережно – настроение бывает хорошие, если грубо и невнимательно – плохим. Давайте вспомним, что нужно делать для того, чтобы нам хорошо было вместе.

Дети: Нужно не обижать друг друга, не говорить грубых слов, не ссориться и т.д.

Воспитатель : Правильно, всё зависит от нас самих, как мы будем относиться к своим близким и друзьям, такое у нас и будет настроение, и есть три правила, если мы их будем соблюдать, они в этом помогут.

Правила зачитывают читающие дети.

— Старайся сам быть доброжелательным к людям.

— Будь всегда весёлым, не плачь по пустякам, не капризничай.

— Не ссорься, старайся помогать другим.

Возрастная группа детей: подготовительная группа.

Цель занятия: формирование у детей дошкольного возраста этических норм поведения; овладение речевым этикетом и культурой общения.

Образовательные задачи по основной образовательной области:

  • способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; формировать понятия “друг”, “дружба”, умение видеть, понимать и оценивать чувства и поступки детей и взрослых, мотивировать, объяснять их (“Социально-коммуникативное развитие”).

Образовательные задачи по интегрируемым образовательным областям:

  • обогащать словарный запас детей; совершенствовать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; упражнять в умении владеть речью, как средством общения и культуры (“Речевое развитие”);
  • развивать любознательность, познавательную мотивацию; формировать становление сознания, развивать воображение и творческую активность (“Познавательное развитие”);
  • способствовать развитию двигательной активности детей (“Физическое развитие”);
  • формировать элементарные представления о видах искусства: восприятие музыки, художественной литературы; стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений (“Художественно-эстетическое развитие”).

Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы

  • Двигательная: физкультминутка игровая.
  • Дидактические игры: игра-пантомима “Живые картинки”.
  • коммуникативная: вопросы, ответы, рассказы.
  • Музыкальная: слушание.
  • Восприятие (художественной литературы): слушание, обсуждение.

Планируемый результат:

закрепить и расширить знания дошкольников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях; развить у детей способности анализировать свои действия; воспитать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания.

Перечень оборудования и используемых материалов:

  1. Оборудование: стулья по количеству детей, ноутбук, мяч, аудиозапись песни “Если с другом вышел в путь...”, зеркальце (для солнечного зайчика).
  2. Материалы: презентация “Рассказы В.Осеевой”; картинки по рассказу В.Осеевой “Добрая хозяюшка”; шапочки курочки, петушка, уточки, щенка; конверт с письмом; карта остановок; разноцветные бумажные ладошки по количеству детей; бумажный круг, клей по количеству детей.

Перечень методической литературы:

1. Зацепина М.Б. Интегрированные развлечения в детском саду, Москва. 2011 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержденный приказом МОиН РФ от 17. 10.2013 г. 1155.

3. Ковалько В.И. Азбука физминуток для дошкольников, Москва 2011 г.

4. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет, Творческий Центр, Москва 2012 г.

Перечень художественной литературы:

В.Осеевой “Три товарища”, “Синие листья”, “Добрая хозяюшка”; В.Драгунского “Друг детства”, “Друзья познаются в беде”.

Ход занятия

I часть “Мотивационно-побудительная”

Воспитатель: Смотрите, к нам в гости пришел солнечный зайчик! (Воспитатель и дети пытаются поймать его)

Воспитатель: Я поймала, какой он теплый, как приятно его держать в ладошках (показывает сомкнутые ладони) Давайте передадим его по кругу, говоря друг другу любое вежливое слово, которое вы знаете, чтобы каждый мог согреться его теплом. (Дети по очереди подставляют ладошки и передают зайчика друг другу, говоря при этом какое-нибудь вежливое слово). Когда зайчик снова оказывается у воспитателя, то тот обращает внимание, что “зайчик”, получив много вежливых слов от детей, вырос и не вмещается в ладонях.

II часть “Основная”

Воспитатель находит письмо на подоконнике: Ребята, смотрите, солнечный зайчик оставил нам письмо, оно от моих друзей из города Добра. Интересно, что же в письме. Прочитаем? (Воспитатель открывает письмо) Ой, мои друзья приглашают нас в гости в страну “Добра”, чтобы мы с вами смогли лучше запомнить слова доброты и вежливости, а так же ситуации, в которых нужно употреблять то или иное слово. Вы любите путешествовать? Конечно! Вот мы и посетим с вами необычную страну- страну “Добра”. Смотрите, в конверте есть еще и карта этой страны. Давайте прочитаем, какие необычные остановки будут у нас: “Вежливость”, “Если добрый я..”, “Дружба”. На каждой станции нас ждут приключения, а кое-где и испытания. Ну что поедем? Тогда занимаем свои места в вагоне (для имитации поезда используют стулья).

Итак, поезд трогается с песней “Если с другом вышел в путь...” и прибывает на первую станцию “Вежливость”.

Посмотрим, насколько мы вежливы. А то, может, нас и в город не пустят? Если вежливо – хлопайте 2 раза. Если невежливо – 1 раз.

– Поздороваться при встрече?

– Толкнуть, не извиниться?

– Помочь подняться тому, кто упал?

– Поднять упавшую вещь?

– Сказать спасибо после обеда?

– Уйти домой из детского сада и не попрощаться?

– Не уступить старшему место в транспорте?

– Спорить с мамой?

Физкультминутка “Не собьюсь”. (Приложение 1)

Воспитатель: Вы дали верные ответы, поэтому наш маршрут лежит дальше, поехали! Следующая остановка на станции “Если добрый я”.

Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета, доброта – не пряник, не конфета

Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети.

В каждом из нас есть маленькое солнце - это солнце доброты. Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. Я буду солнцем, своим лучиком буду дотрагиваться до вас, вы будете называть “волшебные слова” (дотрагиваться до ребенка рукой, а тот в свою очередь называет “волшебное” слово).

“Не ошибись, пожалуйста”

И с этим заданием вы справились, наш поезд отправляется дальше.

Следующая остановка “Дружба”.

Воспитатель сообщает детям, что во все времена люди ценили друзей и дружбу. (Привлекает внимание детей к экрану с презентацией иллюстраций из прочитанных ранее произведений о дружбе.)

Первый слайд с иллюстрацией из рассказа В.Осеевой “Три товарища”.

Вопросы к детям:

К какому произведению о дружбе подходит эта иллюстрация?

Почему вы так думаете?

Кто из мальчиков поступил верно, по-дружески?

Дети отвечают на вопросы, рассуждают.

Дети рассматривают следующий слайд с иллюстрацией к рассказу В.Осеевой “Синие листья”. Вопросы к детям:

Из какого рассказа эта иллюстрация?

Расскажите, о чём этот рассказ?

Как вы оцениваете поступок Кати?

Как поступают настоящие друзья? Ответы детей.

Воспитатель: А что вы больше всего с друзьями любите делать?

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру-пантомиму “Живые картинки”. (Приложение 1, Приложение 2)

Воспитатель хвалит детей за то, что они были дружными, умеют договариваться и справились с заданием.

Воспитатель: Ну, теперь нам пора отправляться обратно в детский сад…

Внимание! Внимание! Остановка по предупреждению. Поступил сигнал: пришло письмо, жители Страны Добра просят о чём-то.

(Воспитатель зачитывает письмо)

“Ребята! У нас беда!

В стране захватила власть злая колдунья. Она замуровала в стенку все добрые слова, поступки, песни, стихи и музыку. Сделала своими приближёнными.

жадность
зависть
грубость
дерзость
сплетни
жестокость

Теперь у нас хмуро даже днём: дерутся, обижают все друг друга. Помогите нам исправить положение, чтобы все снова стали добрыми, вежливыми, заботливыми”.

Воспитатель: Что будем делать, ребята? Давайте, превратим эти слова в слова, противоположные по значению. Я знаю – у вас получится это волшебство. (Ответы детей, если дети затрудняются, то воспитатель им помогает)

А может быть мы попробуем превратить злую колдунью в добрую? Солнечный зайчик согрел наши ладошки, а мы с вами попробуем согреть ими сердце злой колдуньи. Для этого давайте с ними немного поиграем. Физминутка “Подними ладошки выше”. (Приложение 1)

Воспитатель: Какие у нас замечательные ладошки, как много они могут. А на столе тоже лежат ладошки, давайте наклеим их на круг и посмотрим, что же выйдет. Для этого возьмите по одной ладошке любого цвета, нанесите на нее клей, проведя горизонтальную полосу. Приклейте ладошки по кругу. (Воспитатель переворачивает ладошки, получается солнышко.)

Воспитатель: Посмотрите, из наших теплых ладошек получилось яркое и жаркое солнышко. Теперь это солнышко растопит ледяное сердце колдуньи, и она обязательно станет доброй. Ну а наше с вами путешествие подошло к концу и наша следующая остановка “Детский сад”.

III часть “Рефлексивная”

Ну что ребята понравилось вам наше путешествие? А что вам больше всего понравилось?

Много добрых дел ждёт нас, но прежде мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми и весёлыми. А чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее.

Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни вашим родителям, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям.

Звучит песня “Это в мире доброта”.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Расскажу я вам, друзья, как живет моя семья"

Область – социально – коммуникативное развитие.

Описание материала: данный материал будет интересен не только воспитателям старшей группы; воспитатели других возрастных групп также могут использовать в своей работе предлагаемую форму рефлексии, бумажный конструктор "Семья".

Цель: Формирование у детей интереса к своей семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к ней, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.

Оборудование и материалы:
- компьютер, проектор, экран;
- мультимедийная презентация;
- видеоролик «Что такое семья» (1,5 мин). Данный видеоролик создается заранее при помощи детей из подготовительной группы. Взрослый просит детей рассказать о том, что такое семья. Но при объяснении слово «семья» произносить нельзя (как задание из игры «Устами младенца»)
- фотогазета “Милая мама» с портретами мам детей группы.
- конструктор «Семья»: бумажные куклы на магнитной ленте, изображающие членов семьи (папа, мама, дети – мальчики и девочки разных возрастов)
- панно – рефлексия. Желательно на обоях (примерно 2 м) нарисованы различные семьи, где у каждого члена семьи не нарисованы губы.


- фломастеры красного и черного цветов по количеству детей, магнитная доска.

Предварительная работа:
- создание вместе с детьми фотогазеты «Милая мама»;
- совместный мини – проект одного из детей группы со своими родителями на тему «Я играю с папой» (рассказ, сопровождающийся мультимедийной презентацией);
- совместный мини – проект одного из детей группы со своими родителями на тему «Моя большая семья» (рассказ, сопровождающийся мультимедийной презентацией);
- беседа о семье; о маме, об играх с папой;
- составление рассказов о маме с опорой на мнемотаблицу;
- рисование на тему «Моя мама», «Мой папа», «Моя семья».Воспитатель : Ребята, перед началом нашей беседы, я хочу вас познакомить с добрым животным. Хотите услышать, как бьется его сердце? Тогда встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки.
Мы с вами – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе, а его доброта пусть останется с нами до конца сегодняшнего дня.

Воспитатель : Ребята, сегодня группа «Солнышко» приготовила для вас сюрприз. Они решили рассказать вам о том, что такое … А вот о чем они решили вам рассказать, вы должны догадаться сами. Но не забывайте, что мы должны дослушать рассказ до конца, даже если кто-то вдруг поймет, о чем речь. Внимание на экран.

ВИДЕО « СЕМЬЯ – ЭТО…» (1,5 мин)

Воспитатель : Итак, о чем же рассказывали ребята группы «Солнышко»? (о семье).
Действительно, сегодня мы поговорим о семье. (1 слайд) . А как вы думаете, что такое «семья»?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди. (2 слайд) Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга.
Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь. (3 слайд) В семье могут жить люди разного возраста- и маленькие, и пожилые.
(4 слайд) Бывают семьи большие, а может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Главное – не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу.
А кто живет в ваших семьях? А мы узнаем это, разгадав загадки. (5 слайд)

Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? -
Лишь заботливая… (мама)

Воспитатель : Любая мама любит своего ребенка и заботиться о нем. Следит за тем, чтобы он не заболел, вовремя покушал, укладывает спать, читает сказки. У каждого из вас тоже есть мама, которая вас очень любит. А вы любите свою маму?
Посмотрите, эту фотогазету мы сделали вместе с вами. Это портреты ваших мам. Вот они какие у нас красивые, молодые, радостные. А кто хочет рассказать о своей маме?

Рассказы детей о маме, чей портрет есть на фотогазете, по желанию.

Какие интересные получились рассказы о мамах. Но давайте продолжим разгадывать мои загадки о членах семьи. (6 слайд)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, -
Это наш любимый...(папа)

И действительно, с папой всегда интересно. Не зря говорят с мамой хорошо, а с папой весело! А во что вы любите играть с папой?

Индивидуальные ответы детей.

А вот Матвей С. не только расскажет, но и покажет, во что он любит
играть с папой.

Презентация мини-проекта «Я играю с папой» (рассказ ребенка по фотослайдам)

Спасибо, Матвей. Нам было очень интересно. Вы с папой настоящие друзья!
А сейчас и мы немножко поиграем и сделаем семейную зарядку. Встаем на ножки возле стульчиков.

Физминутка (7 слайд)
Осенью, весной, летом и зимой
Мы во двор выходим дружною семьей (шагаем на месте)
Встанем рядом по порядку,
Каждый делает зарядку: (имитируем движение: «Равняйсь! Смирно!)
Мама руки поднимает, (далее движения по тексту)
Папа бодро приседает,
Повороты вправо – влево
Делает мой братик Сева
А я сам бегу трусцой и качаю головой
Молодцы, садитесь.

А сейчас слушайте следующую загадку: (8 слайд)
Бывают послушными,
Бывают не очень,
Но каждый родитель,
Любит их точно! (дети)

Воспитатель : Семья немыслима без детей. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом. Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Ребята, а сколько детей может быть в семье?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Вы правильно все сказали. Детей может быть один или два. А, если в семье детей много, то такая семья называется многодетная. (9слайд)

А сейчас, ребята, посмотрите вот на эту доску. (Обращает внимание детей на магнитную доску с конструктором «Семья») Что это за картинки? Это мама, папа и их дети разного возраста. Из этих картинок каждый из вас сможет составить свою семью. Вот посмотрите, я хочу рассказать вам о своей семье.

Рассказ воспитателя по конструктору «Семья». Воспитатель составляет свою семью - папа, мама, старший сын, младший сын. Затем рассказывает о каждом члене семьи – как зовут, где работает, учится, что делает дома.

А кто хочет при помощи этих картинок представить нам свою семью, рассказать кто старший, кто младший, сколько детей в семье и как вы друг другу помогаете.

Рассказы детей о своей семье с использованием конструктора «Семья»

Воспитатель : Ребята, а кто запомнил, сколько детей в моей семье? У Ани? У Кирилла? А как вы думаете, для семьи лучше, когда детей много или мало? Почему?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Конечно, ребята, когда детей в семье много, у мамы и папы всегда есть помощники, и детям всегда есть с кем поиграть.
А мы продолжаем нашу беседу о семье. Мы с вами уже вспомнили, что в семье есть мама, папа, дети. А вот кто еще, вы узнаете, разгадав сразу две загадки. (10 слайд)

Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? - Родная... (бабушка)

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый... (дед)

Воспитатель : Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний. Ребята, у всех нас есть маленькая семья и большая.Маленькая семья - это мама, папа и вы- дети. А большая семья - это не только мама, папа и их дети, но и бабушки, и дедушки. Они могут жить в других домах, других городах и даже странах, но все равно они ваши родные – ваша большая семья. А есть ли у среди вас ребята, кто живет с бабушкой и дедушкой в одном доме?
Индивидуальные ответы детей.

А Виолетта Ш. приготовила для нас рассказ, как же они живут большой и дружной семьей с бабушкой и дедушкой.

Презентация мини-проекта «Моя большая семья» (рассказ ребенка по фотослайдам)

Воспитатель : Спасибо, Виолетта. А скажи нам по секрету, в вашей семье бывают ссоры? А как ты думаешь, что нужно делать, чтобы их не было?

Ответ ребенка.

Воспитатель : Чтобы в семье не было ссор, нужно уважать интересы каждого, не брать чужие вещами без разрешения,вместе выполнять домашнюю работу, помогать, уступать, не мешать друг другу заниматься своими делами или отдыхать. Чтобы не огорчать взрослых надо прислушиваться к их советам, не капризничать, уметь сдерживать плохое настроение и всегда быть вежливым. А вы знаете такие волшебные слова? А вот это мы сейчас и проверим.

Игра «Загадки в стихах: волшебные слова» (11 слайд) Воспитатель читает начало, а дети хором называют вежливые слова в рифму.

Говорить друзьям не лень, улыбаясь…(добрый день)
Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)
Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите, пожалуйста)
До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).

Воспитатель : Молодцы! А я хочу сказать «спасибо» всем ребятам за такие интересные рассказы о ваших семьях. Я узнала, много интересного о том, как вы живете. А что сегодня вам понравилось больше всего? (12 слайд)

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Ребята, мне сегодня очень понравилась наша беседа с вами. А теперь я хочу узнать, понравилось ли вам. Посмотрите, у меня есть рисунок, где нарисованы разные семьи: мамы, папы, детки. Но их лица ничего не выражают. Так вот, если вам понравился наш разговор о семье, то возьмите красный фломастер и нарисуйте одному из человечков улыбку. Ну а, если вам было скучно, неинтересно или вы чего-то не поняли, то возьмите черный фломастер и нарисуйте грустный ротик.

Проводится рефлексия. Следует обратить внимание, если какой-нибудь ребенок выбирает черный фломастер. Попросить его объяснить этот выбор.

Воспитатель : Посмотрите, какие радостные, веселые семьи появились у нас на картине с вашей помощью. Я очень рада, что у нас нет ни одного грустного человечка. (А, если такой человечек вдруг есть, то объяснить детям, что у всех людей и детей бывает разное настроение, и может быть, в следующий раз он обязательно улыбнется.)
И я очень хочу, чтобы и в ваших семьях были тёплые дружеские отношения. А наш разговор, к сожалению, подошел к концу, всем спасибо. (13 слайд)

Цель : формирование полоролевой социализации и маскулинных качеств у мальчиков.

Задачи:

— формировать дифференцированные представления о качествах настоящих мальчиков;

— способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении, соответствующем собственной половой принадлежности;

— актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование : видеописьмо; видеопроигрыватель; настольно-печатная игра «Правильно — неправильно»; аудиозапись песни «Из чего же сделаны наши мальчишки» (муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Хелемского); аудиопроигрыватель.

Воспитатель . Ребята, посмотрим видеописьмо, адресованное детям старшей группы. «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алеша. Летом я ездил в гости к бабушке и нашел у нее дома старую книгу. Она была потрепанная, без обложки, многих страниц недоставало. Я прочитал несколько рассказов, и они мне очень понравились. Но рассказ "О настоящем мужчине" я не смог прочесть до конца, потому что не оказалось последней страницы. Я взял книгу с собой, прочитал начало рассказа друзьям, и мы стали обсуждать, какой же мог быть конец. Мнения наши разделились. И вдруг я вспомнил о вас, ребята, и подумал, что вы поможете разрешить наш спор; я слышал, что вам в детском саду читали много разных рассказов и сказок о настоящих мужчинах и мальчиках. Послушайте этот рассказ.

В гости к Ване приехал дедушка. Это был не седой старичок с палочкой, а настоящий капитан. На погонах — звезды, а на рукавах — полоски и якоря. Ваня был горд, и ему очень хотелось, чтобы дедушка заметил, какой его внук сильный, смелый, ловкий, словом, настоящий мужчина.

Когда Ваня с дедушкой пошли гулять по городу, прохожие с восхищением смотрели на деда. Ваню переполняло счастье. Они решили поехать в парк. В подошедший трамвай Ваня, опередив всех пассажиров, вскочил первым. Свободных мест было немного, но мальчик, ловко проскользнув, занял место у окна. Он ждал, что сейчас дедушка обязательно похвалит его за ловкость. Дедушка вошел в вагон последним. Он пропустил вперед женщин, детей и пожилых людей...

Некоторые из моих друзей считают, что дедушка похвалил Ваню, а другие считают, что нет. Помогите разрешить наш спор!»

Ребята, как вы думаете, похвалил ли дедушка Ваню?

Дети . Нет.

Воспитатель. Почему вы так считаете?

Дети . Ване нужно было пропустить вперед женщин и пожилых людей и не спешить занимать свободное место в трамвае.

Воспитатель . Ребята, можно ли поступок Вани назвать настоящим мужским поступком?

Дети . Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Настоящие мальчики так не поступают.

Воспитатель . Правильно, ребята, в транспорте надо быть вежливым и предупредительным. Мальчики, а как бы поступили вы, если бы оказались на месте Вани?

Дети . Пропустили бы вперед женщин, старушек, стариков. Не стали бы занимать свободные места, пока пожилые люди не сядут.

Воспитатель . А если бы Ваня поступил так же, как считаете вы, дедушка его похвалил бы?

Дети . Да.

Воспитатель . Почему?

Дети . Ваня поступил бы хорошо, как настоящий мужчина.

Воспитатель . Ребята, а почему мальчикам нужно стремиться к тому, чтобы совершать мужские поступки?

Дети . Чтобы стать настоящими мужчинами.

Воспитатель. Ребята, а можно ли Ваниного дедушку назвать настоящим мужчиной?

Дети . Да.

Воспитатель. Почему его можно так назвать?

Дети . Потому что он капитан, потому что он пропустил вперед женщин, детей и пожилых людей.

Воспитатель . Да, Ванин дедушка был капитаном, а ими могут быть только настоящие мужчины: решительные, смелые, честные. Входя в трамвай, Ванин дедушка вел себя, как настоящий мужчина: он вошел в вагон последним, потому что помогал войти женщинам, пропуская их вперед. Ребята, послушайте песню «Капитан». Мне кажется, что в ней поется о таком капитане, как Ванин дедушка: об отважном, смелом, благородном человеке.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, каким был в детстве Ванин дедушка?

Дети . Заботливым, честным, смелым, сильным, аккуратным, умным.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Правильно — неправильно».

Игра «Правильно — неправильно»

Детям раздают карточки с изображением различных поступков мальчиков. Их нужно разделить на две группы: хорошие поступки, плохие поступки.

Воспитатель . А что нужно делать, чтобы стать смелым мальчиком?

Воспитатель . А у нас в группе есть храбрые мальчики?

Дети . Да.

Воспитатель . Ребята, а как мальчикам стать сильными и выносливыми?

Дети. Заниматься спортом.

Воспитатель . А у нас в группе есть сильные мальчики?

Дети . Да.

Воспитатель. Как вы думаете, о чем мечтал Ванин дедушка в детстве?

Дети. О путешествиях, о том, как будет плавать на корабле.

Воспитатель. Маленькие мальчики любят мечтать, т.е. представлять желаемое. Вы правильно отметили, что Ванин дедушка в детстве мечтал о путешествиях в дальние страны, о том, каким сильным, отважным и смелым он станет, когда вырастет.

А о чем мечтают наши мальчики?

Дети отвечают.

Что нужно делать, чтобы ваши мечты сбылись?

Дети . Быть заботливыми, послушными, совершать добрые поступки.

Воспитатель . Чтобы мечта сбылась, нужно очень стараться совершать настоящие мужские поступки. Давайте споем песню «Из чего же сделаны наши мальчишки...».

Дети и воспитатель поют песню «Из чего же сделаны наши мальчишки...» (муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Хелемского).

Ребята, а что мы ответим Алеше?

Дети. Дедушка был недоволен Ваней потому, что мальчик поступил неправильно, настоящие мальчики так не поступают.

Воспитатель . Ребята, вы правильно ответили Алеше. Дедушка Ваней был недоволен, потому что поступок мальчика нельзя назвать настоящим мужским поступком. Мальчиков любят и ценят за настоящие мужские поступки, в которых люди видят смелость, честность, силу, заботу о других, благородство. Слово «благородство» состоит из двух слов: «благо» и «род». Благо обозначает добро, род — объединение родственников. Быть благородным — значит не только приносить пользу и быть нужным другим людям, но и прославлять свой род, совершать поступки, которыми может гордиться вся семья.

Уличнова Любовь Михайловна

воспитатель

МАДОУ № 59 г.Калининград

Конспект открытого занятия по социально-коммуникативному развитию (нравственному воспитанию) в старшей группе «Почемучки» -« Праздник доброты и вежливости .»Цели и задачи:

Закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость

Учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи

Развивать речь, внимание, память, умение выразительно читать стихи

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.

Активизация словаря: спасибо, пожалуйста, извините, добрый день, до свидания

Методы и приемы: словесный - беседа, объяснение, наглядный - показ.

Сегодня я приготовила вам сюрприз. Приглашаю всех на праздник доброты и вежливости. Но прежде предлагаю поиграть в новую игру «Пора вставать». Для этого вам нужно присесть на корточки, закрыть глаза и представить, что вы спите. А я иду по кругу, глажу каждого по голове и говорю:

Мои детки, мои детки

Мои детки крепко спят.

Мои детки, мои детки

Потихонечку сопят.

Дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом и выдох через рот.

Воспитатель: Солнце встало! Хватит спать!

Дети «просыпаются» и, встав на носочки, и подняв руки вверх, делают вдох, затем опустив руки вдоль туловища и опустившись на всю ступню, делают выдох.

Воспитатель: Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!

Возьмитесь за руки и, поворачивая голову к рядом стоящему другу, глядя прямо ему в глаза, ласково скажите: «Саша, не сердись, улыбнись».

Я желаю, чтобы сегодня у нас с вами было все по-доброму, замечательно и приглашаю сесть поудобнее. Пусть вам будет тепло, хорошо и уютно.

Воспитатель читает детям стихи Н. Красильникова

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

А как вы думаете, что такое «добро»? Доброта? (ответы) . Знаете, а добро бывает разное. Одно добро - это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать - это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы и я и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (ответы)

Каждый человек должен иметь добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они? (ответы) Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками. Давайте мы с вами заглянем в нашу волшебную шкатулку и узнаем, кто из вас делал добрые дела и какие. Слышали ли вы когда-нибудь о вежливости? Кого можно назвать вежливым человеком? (ответы) Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Чтобы стать вежливым, надо знать вежливые слова и уметь ими пользоваться. От этих слов становится теплее и радостнее всем окружающим. Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Как вы это понимаете? (ответы) Поэтому, прежде чем что-то сказать своему товарищу или маме, подумайте: не обидят ли их ваши слова?

«Обидное слово сказать не спеши не разобравшись в деле душевная рана бывает больней тяжелой раны на теле».

Физминутка:

Поднимаем руки выше,

Опускаем руки вниз.

Ты достань сначала крышу

Пола ты потом коснись.

Выполняем три наклона,

Наклоняемся до пола,

Выполняем рывки руками

Раз - два - три - четыре - пять

А теперь мы приседаем

Чтоб сильней и крепче стать

Вверх потянемся потом.

Шире руки разведем.

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

Я уверена, вы тоже учитесь быть добрыми, вежливыми людьми и знаете добрые слова.

А как их надо произносить? (ласково, негромко, глядя в глаза человеку, которому их говоришь) Попросите меня вежливо поиграть с вами, (просят) Я с удовольствием поиграю с вами в игру «Доскажи слова». Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого - спасибо.

Зазеленеет старый пень

Когда услышит - добрый день.

Когда вас ругают за шалости

Вы говорите - простите, пожалуйста.

Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говоришь ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день светлей. И я вас хочу вежливо попросить: поиграйте, пожалуйста, в подвижную игру: «Всем, кто вежливым растет». Все дети встают в круг. Один идет за кругом. Все вместе говорим.

Всем, кто вежливым растет

мимо друга не пройдет!

Даже в самой жуткой спешке

«Здравствуй» он произнесет.

Тот, за чьей спиной остановился ведущий, выходит из круга. Они бегут в разные стороны при встрече быстро здороваются за руку. Всем сегодня хорошо и весело. А еще я для вас приготовила задание. Если текст учит вежливости и добру, вы хором отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья». А если загадка не по душе - промолчите.

  1. Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
  2. Кто из вас, проснувшись бодро, с добрым утром скажет твердо?
  3. У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?
  4. Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?
  5. Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»?
  6. Кто быть вежливым желает,малышей не обижает
Статьи по теме: