Как ведет себя ребенок в обществе. Как привить детям правила поведения в общественных местах

Что делать, если малыш капризничает и кричит в магазине, автобусе, кафе?

Недавно моя приятельница - счастливая мама 4-летнего Данилки - буквально со слезами на глазах жаловалась, что ей стыдно появляться с ребенком в общественных местах. Он ее позорит всегда и всюду: в магазине громко требует купить дорогую вещь, а в автобусе на весь салон делится впечатлениями вроде: «А помнишь, как наш папа сегодня...?». О том, можно ли научить детей-дошкольников правильно вести себя в общественных местах и как это сделать, рассказала владимирский психолог Наталья Фельдман.

Он просто привлекает внимание

- Наталья Борисовна, как же научить ребенка правильно вести себя в общественных местах?

Нам нужно определиться с тем, что такое ПРАВИЛЬНОЕ поведение. С точки зрения родителей ребенок должен быть сдержанным, скромным, не должен мешать другим людям, привлекать к себе внимание, нарушать тишину. С одной стороны, это правильно, но, с другой, такое поведение удобно прежде всего для родителей. Подумайте: чего чаще всего боится мама, чей ребенок начинает бегать или плакать в общественном месте? Негативной реакции окружающих людей на нее, а не на ребенка: «Ну и мамаша, воспитать ребенка не может!» Получается, что плохое поведение ребенка приравнивается к утверждению «я плохая мать» (как вариант — «плохой отец»). А ведь в некоторых ситуациях ребенок просто не может сидеть на месте и молчать — таковы особенности его психики. Либо у капризов есть другие причины. Все случаи, когда ребенок плачет, шумит, нужно строго дифференцировать.

- Каким образом?

Как правило, ребенок ничего не делает просто так или из вредности. Например, часто его поведение — это способ привлечь к себе внимание. И тут возникает вопрос: с какой целью? Скорее всего, ответ такой: ребенок системно не получает внимания, пока ведет себя хорошо. Его просто не замечают. А как только начинает шуметь и капризничать, родители внимание обращают и начинают ругать. А ребенку, по сути, важно, что внимание есть. При этом он, как правило, не думает: «Я сейчас закричу на весь магазин, и мама обратит на меня внимание», - это механизм во многом бессознательный. Таким образом, устранить причину достаточно просто: уделяйте ребенку больше внимания, чем компьютеру или телефону.

Но не всегда есть такая возможность: маме вечером надо заниматься домашними делами, папе, возможно, выполнять работу на компьютере — не обязательно же он там в игрушки играет...

Не надо ходить за ребенком весь вечер и к любым его действиям бурно проявлять интерес. Он, когда потребуется внимание, сам даст об этом знать. Главное — не отмахиваться от ребенка. С малышом надо разговаривать, общаться, читать книжки... Подросший ребенок шести-семи лет может прибежать и сказать маме или папе: «Можно я с тобой посижу?». Может забраться на коленки, прижаться, какое-то время просто молча сидеть, а потом убежать опять играть. Он получил свою порцию внимания. Для маленьких детей таких минуток тесного общения нужно побольше. Сколько — сказать сложно, так как это дело индивидуальное. Главное же, что качественное общение позволяет ребенку становиться более самостоятельным, учиться занимать себя самому.

Сейчас наблюдаются две крайности. Одна — детоцентрическая позиция, когда ребенок — центр семьи, и его желания всегда в приоритете. Другая — отношение к детям как к каким-то потусторонним существам или животным, которых надо дрессировать и воспитывать. Они такие же люди, просто у них меньше опыта и немножечко по-другому устроена психика и интеллектуальная деятельность. Потому что они еще не выросли. Но в остальном они не отличаются от взрослых.

И та, и другая вышеописанные позиции приводят к проблемам, поэтому нужно придерживаться золотой середины. Важно и удовлетворять базовую потребность ребенка в любви, безопасности, общении, и объяснить ему, что у других членов семьи тоже могут быть свои желания и заботы, к которым нужно относиться с уважением.

Единое правило для всех

Но что если родители уделяют ребенку достаточно внимания, а в магазине он все равно начинает капризничать и требовать мороженое, игрушку?..

Если капризы не из-за дефицита внимания, и родители в этом на сто процентов уверены, то в этом случае надо предлагать ребенку выбор. Надо сказать: сегодня мы можем купить тебе только вот это или вот это, выбери сам, чего тебе хочется больше.

- А если ничего лишнего не можем купить — денег в обрез, пришли только за хлебом и молоком?

Если у родителей есть минимальные деньги на молоко и хлеб, то мелочь в пределах 20-50 рублей они могут дополнительно потратить. Какой-нибудь сырок за 15 рублей всегда есть возможность купить. Но нужно приучать ребенка и к тому, что не всегда можно приобрести то, что хочется. Скажите: «Я очень хочу купить вот тот дорогой сыр, я его очень люблю. Но не могу себе этого позволить. Мы купим его на праздник. А сейчас денег немного, поэтому купим только вот это...» И ребенок, видя, что мама к себе предъявляет точно такие же требования, как и к нему, перестанет просить купить для него что-то дорогое. И повода для скандала и манипуляций не будет. Тут очень важно: если речь идет о том, что с деньгами в семье не очень хорошо, и мы вынуждены выбирать то, что покупаем, то это правило работает для всех. Тогда ребенок чувствует себя участником процесса — с ним считаются.

С магазином разобрались. Следующее место, где дети часто не умеют правильно себя вести — это общественный транспорт. У них почему-то есть потребность громко, на весь салон разговаривать, и родители чувствуют себя достаточно неловко, особенно если дети начинают рассказывать всем вокруг (в разговоре с мамой) подробности семейной жизни. Ругать, как я понимаю, нельзя...

Иногда и взрослые начинают разговаривать на весь салон. Правила поведения в общественных местах с ребенком лучше обсуждать не во время того, когда он себя неправильно ведет, а окружающие «помогают» его воспитывать. Лучше заранее, в спокойной обстановке все обговорить. За что ругать, если ребенок не знает, что в автобусе нельзя кричать? Только что на улице весело скакали и кричали, и это было можно, потому что были в парке и никто никому не мешал, и тут зашли в транспорт, у ребенка еще очень веселое настроение, он еще не успокоился и по инерции продолжает разговаривать громко... Если в этот момент он получает раздраженное замечание, то он не понимает, что произошло. Он не знает, что здесь другие правила поведения, поэтому, если хотите, чтобы ребенок себя вел в соответствии с какими-то вашими представлениями о приличиях, обговорите все заранее и объясните, почему это надо.

- Как насчет поведения в заведениях общепита?

У детей в психике заложено, что они не могут, как взрослые — по три часа и дольше, — сидеть за столом. Реальность такова, что детям быстро становится скучно в кафе. Особенно если это дети дошкольного возраста. И для них это совершенно нормальное поведение. Ребенок не может дольше получаса сидеть на месте и слушать разговоры. Ему нужно двигаться, играть и общаться. Так что тут всего два варианта: либо надо выбирать общепиты, где есть уголок для детей, либо оставлять ребенка дома — с бабушкой, родственниками или няней.

- А воспитать ребенка, чтобы он сидел и молчал?

Для пятилеток это нереально. И не надо над детьми издеваться.

Но бывают ситуации, когда необходимо именно сидеть. И иногда больше часа. Вот, к примеру, в очереди в больнице... Причем тихо, потому что вокруг много детей, и они болеют...

Если это ребенок дошкольного возраста, нужно взять с собой какую-нибудь «развлекалку». Это может быть книжка, раскраска или маленькая игрушечка — кукла, которая надевается на руку... Главная идея в том, что от очередей никуда не денешься, ребенок устанет, но мы понимаем, что ребенок не может долго сидеть на месте, ему будет скучно, и мы думаем, как его развлечь всеми известными способами. Но занятие должно быть тихим и малоподвижным. Мячик в больницу мы не берем.


Наталья Фельдман Фото: из личного архива Н. Фельдман

Справка МК

Во что поиграть, сидя в очереди?

«Взломщик» . Возьмите связку ключей, попросите ребенка отвернуться и нарисуйте на листочке бумаги их контуры. Потом предложите ребенку подобрать ключ, соответствующий силуэту. Можно использовать не только ключи, а все, что найдется в сумочке.

«Исследователь» . Захватите предварительно из дома лупу. Пусть малыш отыщет то, что вы загадаете, на денежной купюре, прочитает «тайные надписи».

«Слова» . Пусть малыш называет предметы на определенную букву. Обратите его внимание на предметы, которые его окружают. Потом задачу можно усложнять, строя цепочки слов. Последняя буква слова служит первой буквой следующего («кот-тумба-автобус…»).

«Веселые пальчики» . Возьмите шариковую ручку и нарисуйте на подушечках пальцев забавные рожицы, дайте им имена, к примеру, Веселун, Добряк, Злючка, Рыжик… Придумайте сказку про них. Можно рисовать и животных. Подойдут также готовые пальчиковые игрушки.

«Фантазер» . Нарисуйте на листке бумаги кружок и по очереди дорисовывайте новые детали: нос, уши, веснушки. Это вполне может быть какой-нибудь фантастический зверь.

«Что пропало?» . Разложите перед малышом несколько предметов, дайте время запомнить. Потом, когда ребенок отвернется, уберите один. Малыш должен угадать, что же пропало. Потом поменяетесь местами.

«Любимые герои» . У каждого ребенка есть любимая книжка или мультфильм. Попробуйте вспомнить их героев. Кто назовет больше, тот победил. Детям нравится эта игра, потому что они в ней побеждают, ведь находятся «на своей территории».

Также можно предложить ребенку придумать, как использовать привычные предметы в непривычных ситуациях. Например, шарфик можно обмотать вокруг руки и получить рукавицу. Из мобильного телефона выйдет отличная горка для скрепки. Таким образом, вы не только скоротаете время в очереди, но и разовьете логику, фантазию и внимательность малыша.

Воспитывать следует с самого рождения, то есть «пока ребенок лежит поперек кроватки». Только вот как понять, воспитание детей и этикет для детей - это одно и тоже? Сегодня мы с вами поговорим о разных аспектах хорошим манер, существуют ли в них правила и какие.

«Миссия родителей, состоит в том, чтобы научить наших детей правильно жить в обществе». И сегодня мы с вами подробно поговорим как им в этом помочь.

Основы этикета

В основе этикета лежат вежливость и любовь к людям. Вежливость помогает проявлять уважение к другим. Она включает в себя доброжелательность, внимательность, готовность оказать помощь. А уважение — это почтительное отношение к человеку, основанное на признании его достоинств. Хорошие манеры нужны всем нам, чтобы жить лучше и удобнее. В основе хороших манер лежит забота о том, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо в обществе.

Принципы этикета:

  • Быть скромным и сдержанным, контролировать свои поступки;
  • стараться не ставить людей в неудобное положение;
  • учтивое отношение к женщине и уважительное к старшим людям;
  • совершать разумные поступки: не хамить, не шуметь и т.д.;
  • помнить, что в поведении нет мелочей: даже хмурый взгляд может обидеть человека;
  • выглядеть чистым и опрятным.

Зачем маленькому капризуле нужен этикет?

Считается, что правильно воспитанный ребенок будет знать, как нужно вести себя в обществе. Общество - это садик, детская площадка, школа, поликлиника, все, что посещает в первые годы своей жизни дитя. Основы этикета он получает в семье. Как только он начинает хоть что-то понимать, ему надо объяснить «что такое хорошо и что такое плохо». Например, попросить поднять упавшую бабушкину палочку и отдать ей, или принести дедушке газету. Основные правила этикета для детей начинаются именно с таких мелочей.

Не все родители задаются вопросом - зачем нужен этикет? Правда не все родители и следуют правилам этикета, но мы сейчас говорим о положительном воспитании. Ответ до банальности прост. Для того, чтобы облегчить жизнь своему чаду, мы должны заранее научить его, как следует поступать в том или ином случае. Ребенок, не признающий элементарных правил этикета будет, простите, изгоем.

Манера речи

По одной из важнейших основ этикета - манере речи, можно определить и нрав ребенка, и его проблему. Конечно, нужно обращать внимание на все нюансы. Например, нарушенный ритм речи, это гораздо серьезнее, чем буква «р». И если вовремя не обратить внимание, у ребенка в дальнейшем могут быть большие проблемы. Но вернемся к теме этикет для детей.

Вы наверное не раз слышали, что дети - пустые сосуды, чем заполнят их родители, тем они и будут. Замечали, что дети, играя со своими игрушками, могут пересказать почти все, о чем вы сейчас говорили? Поэтому, чистота речи ребенка напрямую зависит от нас. Если наша речь будет чистой и грамотной, то дитя, естественно, вберет ее в себя. Если мы будем разговаривать спокойно, не повышая интонации, то и дитя не будет «включать» громкость.

Речь тихая, быстрая, громкая, конечно, относится к манере речи, но главное - это учтивая речь.

Этикет для детей школьного возраста

  • Вежливое обращение к преподавателям;
  • дружеское отношение к ровесникам;
  • помощь нуждающимся одноклассникам и не только;
  • постоянное ношение опрятной формы;
  • бережливое отношение к школьному имуществу;
  • хорошее поведение и на уроках, и на переменах.

Начальная школа резко отличается от детского сада, здесь у детей налаживаются контакты, появляются новые друзья, с которыми они делятся секретами. В этом возрасте они уже знают, что в соответствии с правилами приличия, с друзьями нужно обращаться вежливо, а мальчикам не надо обижать девочек. Хотя это они знали и раньше, но в школе все эти правила воспринимаются по-другому — отрабатываются на практике.

Учителям на классных часах, нужно обращать внимание школьников, на их поведение на улице. Правильно перейти дорогу, помочь старенькому человеку донести что-то до дома или сбегать за хлебом - это тоже этикет для детей школьного возраста.

Правила приличия с друзьями

Кто такой друг? В детском саду дети относятся друг к другу больше как приятели, нежели как друзья. А в школе - это уже серьезно. Объяснить детям, что такое дружба, должны взрослые. Друг - это человек, с которым хочется проводить свободное время, делить пополам радости и неприятности.

Другу ты доверяешь свои секреты и знаешь, что, если понадобится, он всегда придет на помощь. Для того, чтобы не потерять друга, надо уметь прощать, ведь никто из нас не совершенен. Надо всегда помнить, что друг другом, а правила приличия следует соблюдать. Например, не звонить поздно, спрашивать, свободен ли друг и, если он занят, ни в коем случае не обижаться, не злоупотреблять дружбой.

Компьютер и фотографии

Когда много времени проводишь с человеком, то некоторые вещи становятся общими, например, фотографии. Допустим, ребенок хочет поместить какую-то фотографию в интернет, но он там не один, а с другом. Перед тем, как перенести снимок в компьютер, сначала следует спросить у товарища, хочет ли он, чтобы снимок был обнародован? Иначе это будет называться вторжением в частную жизнь. Подобные вещи родители обязательно должны донести до детей, тем более, что сегодня почти у каждого школьника есть телефон, с которого снимки обнародуют в считанные секунды.

Общественный транспорт

Нередко, входя в транспорт, можно увидеть, как школьник сидит на сиденье, делая вид, что он спит или, отвернувшись к окну, внимательно что-то рассматривает за горизонтом. А рядом стоит кто-нибудь из взрослых. Правильно воспитанный молодой человек всегда уступит место взрослому. В общественном транспорте свои правила этикета для детей:

  • Не толкаться заходя в автобус;
  • выходя из автобуса, стоит оглянуться, вдруг кому-то нужна помощь;
  • не стоит кушать в транспорте и громко слушать музыку;
  • если есть рюкзак, заходя в автобус нужно его снять.

Вышеперечисленные правила не сложные и, выполняя их, школьник прослывет джентльменом.

  • Не садится за стол, пока его не пригласят;
  • не разговаривает, пока не прожует;
  • кушает, закрыв рот;
  • не лезет через весь стол, чтобы взять что-то со стола;
  • не ест руками из тарелки, — значит вы привили ему правила хороших манер.
  • С какого времени надо начинать воспитывать ребенка, написано в начале статьи. А вот к правилам этикета за столом, детей надо приучать, как только они садятся за него с нами.

    Мы, взрослые, пройдя уже какой-то жизненный путь и зная правила общежития, можем помочь своим детям. Чтобы этикет для детей был чем-то само собой разумеющимся, следует учить их правильно вести себя с детства. Для этого много не надо, достаточно, чтобы мы вели себя верно, тогда и дети будут вежливыми, здоровыми и счастливыми. Вежливость дается бесплатно, зато приносит большой доход.

    Педагог д/о «Этикет», Хаматшарипова В.В.

    Самый важный секрет, который обязательно нужно запомнить и применять, на самом деле очень прост: станьте для своего ребенка хорошим примером. Если малыш видит, что мама бросает мусор на дорогу, а не в урну, ему трудно будет объяснить, почему он должен поступать иначе. То же касается невежливого общения с окружающими, нежелания уступить место пожилому человеку или беременной женщине. Дети во многом копируют поведение родителей, а их зоркие глаза замечают даже детали, на которые вы не обращаете внимания.

    Никогда не читайте длинных нотаций и не кричите на ребенка, если он делает что-то не так. В противном случае велик риск, что он либо возненавидит нормы поведения, либо начнет делать все назло. Используйте более простые приемы. Например, если малыш бросит на землю фантик, скажите: «Ой, как некрасиво стало, даже идти неприятно. Давай лучше найдем урну и выбросим мусор туда». В детском саду, магазине и других заведениях напоминайте ребенку, что нужно здороваться, и сами приветствуйте людей с улыбкой. Можно сказать: «Когда здороваешься и улыбаешься человеку, это поднимает настроение вам обоим. Ты же хочешь, чтобы люди были более радостными?»

    Используйте игровую форму обучения. Сделайте дома небольшой игрушечный магазин, поставьте «товары», и пусть куклы, зайки или мишки делают «покупки». Покажите ребенку контраст между вежливой куклой, которая здоровается с продавцом и ведет себя прилично, и глупым зайчонком, на крики которого оборачиваются другие «покупатели» и за которого приходится краснеть маме-зайчихе. Несколько таких примеров помогут малышу хорошо понять, как нужно вести себя в общественных местах.

    Как научить ребенка вести себя культурно

    Постарайтесь объяснить ребенку, что в общественном месте нужно вести себя так, чтобы не мешать другим людям. Если малыш залез в ботинках на сиденье в автобусе, напомните ему, что потом это место займет другой человек и он непременно испортит свою одежду, поскольку сиденье окажется испачканным. Объясняйте ребенку, что и он сам может оказаться потом в подобной неприятной ситуации.

    Наконец, объясняя ребенку правила поведения, не забывайте, что все же имеете дело не с взрослым человеком. Малышам иногда хочется попрыгать на одной ножке, побегать, поиграть на улице. Они могут разговаривать слишком громко или надолго задерживаться у витрины магазина, рассматривая какую-то вещь. Если ребенок не переходит черту, не одергивайте его постоянно и не превращайте в тихого, забитого маленького взрослого.

    Подобное случается постоянно и приводит их, не плохих в обще-то ведь, родителей в смятение, но дети имеют очень неприятную привычку прерывать публичные события от свадеб или богослужений до театральных представлений и концертов, заполнять собой и своим криком все свободное пространство мест, куда люди выбираются отдохнуть — от дорогих ресторанов и выставок до саун и бассейнов в серьезных спортклубах. Даже если вы просто пережидаете час в кофейне, обедаете в Макдональдсе или в сквере, сидите в очереди к врачу, ребенок должен уметь себя вести, потому что вокруг вас находятся люди, которым, вероятнее всего, не легче в жизни, чем вам. Вот реальный случай: совсем недавно знаменитая скрипачка отложила свой инструмент посреди представления в Лондоне, чтобы отчитать родителей, которые привели с собой явно больного и постоянно кашляющего ребенка на ее сольный концерт.

    Это исключительный эпизод, но и в обычной жизни сцены в подобных ситуациях получаются довольно… отвратительными: люди имеют полное право отдохнуть, и они заплатили за это деньги, возможно, даже немалые, возможно, с трудом пристроив сегодня своих чад на вечер под чье-то крыло, но на ваших шумящих детей срываться никто не станет - просто потому, что это все-таки дети. А вот родителям, мягко говоря, замечание наверняка сделают. И именно родители, какова бы ни была причина (начиная с хронического недосыпания и до невозможности найти няню больному ребенку или недоумка начальника, не понимающего, что у людей есть жизнь помимо работы), в любом случае действительно виноваты в сложившейся ситуации, т. к. не сделали простого правильного выбора: они привели в неподходящее место ребенка, который заведомо создаст неприятности другим, и остались в этом месте с ребенком на долгое время. Хуже всего получается, когда родители (а так случается совсем нередко, т. к. родитель зачастую сам вымотан и доведен до края, и у него уже опускаются руки и не работает голова), вместо того, чтобы грамотно успокоить ребенка или покинуть неподходящую ребенку территорию, начинают грубо огрызаться на замечания окружающих и устраивают безобразный скандал. Ситуация может накалиться до экстремальной, в которой родителям, а защищают-то они на самом деле здесь себя, а не ребенка, уже наплевать, что услышат и увидят их сын или дочь, и чем во время скандала дети вообще занимают за спиной, куда лезут и идут! И все же родители из года в год продолжают наступать на те же грабли.

    Как избежать настолько неприятных для всех ситуаций?

    Помогите ребенку заранее понять, что следует ожидать в месте, куда вы направляетесь, и взращивайте в малыше интерес относительно посещения этого места:

    Объясните ребенку не только, насколько это солидное/серьезное заведение/место и почему подобное событие столь волнительно, но и как можно подробнее — почему важно вести себя в данном месте уважительно по отношению к другим людям. Описывайте скорее чувства окружающих людей и главных виновников церемоний, а не «крещение - это очень важное и серьезное событие, на нем нельзя мешать плохим поведением». Последним вы ничего не добьетесь — дети вас просто не поймут: только испортите им настроение, и они могут начать кричать посреди церемонии в том числе вам назло. Грамотный подход и пояснения в правильном формате способны помочь детям уделить больше внимания самому событию, увлеченно за ним наблюдать, а также с вниманием относиться к людям вокруг них.

    Обратите внимание на детали уважительного поведения: например, для ребенка говорить шепотом может оказаться гораздо громче, чем для взрослого человека. Ну и, конечно, не забудьте предупредить о последствиях - к примеру, что вас сразу же могут попросить на выход.

    Попрактикуйтесь шептаться:

    Как и в отношении мелкой моторики, дети, особенно маленькие, еще не очень хорошо управляют своим голосом и не совсем осознают, насколько шепот отличается от обычной речи. Очень удобно использовать здесь куклу-петрушку (ту, что одевается на руку): с ее помощью продемонстрируйте малышу, что такое обычный голос, что такое тихий голос и что такое шепот.

    Начинайте с малого:

    Не надо тащить четырех-пятилетнего ребенка, не знакомого с присутствием вокруг толп народа, на красочный популярный мюзикл или масштабное новогоднее шоу. Но как насчет детского дневного театрального представления, или местного выступления детской танцевальной школы? Можно даже начать с домашнего театра, где надо сидеть тихо, как мышка, наблюдая за другими детьми-актерами или тем, как бумажные фигурки дают свое представление в маленьком картонном театре. А когда ребенок просто не выдерживает выступление в местном театре целиком, можно с чистой совестью встать и уйти, не переживая об огромных тратах за билеты. Ну а если ребенок ведет себя хорошо и проявляет интерес, это может стать сигналом к переходу на новый уровень.

    Продолжение и еще больше советов ищите во второй части статьи «Как научить ребенка хорошо себя вести в общественном месте. Часть 2.»

    Каждому родителю не раз приходится краснеть за свое маленькое чадо на улице, в транспорте. Плохое поведение в общественном месте особенно заметно

    Не нужно испытывать чувство вины. Вы же не считаете себя плохими родителями. Да и дети у вас не плохие, просто они еще маленькие. И чтобы хорошо вести себя на людях, им очень нужны ваши советы и помощь.

    1. Постарайтесь, чтобы правила поведения дома и на людях не отличались друг от друга. Если же вы разрешаете дома громко кричать ребенку или не порицаете за шумные игры, при выходе на улицу объясните, почему там делать такого нельзя.
    2. Родители должны обязательно приучить детей к вежливости. Лучше это сделать в игровой форме. Существуют специальные методики и игры, яркие детские книжки, которые помогут быстро и ненавязчиво усвоить эти несложные правила.
    3. Бывает такая ситуация – мама постоянно одергивает малыша, а окружающие их люди нормально воспринимают невинные шалости ребенка. Или наоборот – ребенок не особенно шалит и вовсе не мешает прохожим, но кто-то из них высказывает недовольство. В первой ситуации маме, возможно, лучше успокоиться и не быть такой строгой к ребенку. Во второй – можно вежливо выразить благодарность за советы прохожего. Но, без всяких сомнений, ребенку должно быть известно – правила поведения должен устанавливать родитель, но не каждый встречный на улице. И родители не должны менять этих правил в зависимости от настроения окружающих.
    4. Замечание должно делаться ребенку в тактичной форме.
    5. Придумайте «волшебное слово», которым вы будете пользоваться тогда, когда ребенок выйдет за рамки дозволенного. Такое замечание не унизит его перед чужими людьми. Ведь даже взрослому обидно, когда их публично одергивают, а ребенку тем более. В этом случае польза от родительской нотации будет мизерна, лучше произнести условленные волшебные слова, и ребенок с удовольствием к ним прислушается.
    6. Если родители берут ребенка в какое-то долгое путешествие, в котором подвижность ребенка его ограничена, нужно позаботиться о том, чтобы он заранее набегался. Объяснить, что долгое время придется сидеть.
    7. А чтобы ребенку никогда не было скучно, всегда нужно иметь с собой какие-нибудь игрушки или развлечения.
    8. Чтобы не делать в общественном месте лишних замечаний, продумайте, как можно изменить ситуацию, не привлекая к этому ребенка. Например, у малыша грязные ботинки, пачкающие пассажиров в автобусе. Не ругайте его, просто найдите такое место, чтобы он не причинял неудобств окружающим.
    9. Постарайтесь рассчитать физические возможности ребенка. Дети очень быстро устают от шума, скопления народа, обилия транспорта. Начинаются капризы, порой теряется самоконтроль. Поэтому, не надо сравнивать своего ребенка и чужих детей, которые могут часами кататься на каруселях или выдержать трехчасовое цирковое представление. Нужно выбрать именно то, что будет доставлять радость и удовольствие ребенку, а не отнимет у него все силы.
    10. Чтобы ребенок вырос вежливым, всегда нужно следить за своим поведением – а вежливы ли вы сами.

    Статьи по теме: